Эскалаторная галерея на Воробьевых горах. Эскалаторная галерея на воробьевых горах


Один из самых интересных объектов, оставшийся нам от эпохи развитого социализма — эскалаторная галерея станции метро «Ленинские горы», поднимавшая пассажиров от южного выхода со станции на улицу Косыгина. Когда-то это, без преувеличения, уникальное для Москвы сооружение пользовалось большой популярностью среди москвичей и прекрасно вписывалось своей оригинальностью и современностью в один из самых «молодежных» и романтических районов столицы. Галерея «засветилась» даже в художественном фильме «Ох уж, эта Настя» и итальянском фильме «Подсолнухи», где по эскалатору едет сама Софи Лорен! Посмотреть этот фрагмент и эскалатор в действии можно (видео найдено на moscowalks.ru).


Те москвичи, что застали работающую станцию «Ленинские горы», вспоминают, что от метро можно было подняться на эскалаторе до Воробьевского шоссе и расположенного на нем Дворца пионеров. Кстати, галерея, хотя и была отдельным зданием, была бесплатной. И многие пользовались ей безо всякой связи с метро. Например, можно было доехать на троллейбусе от Мосфильмовской до галереи, спуститься по ней, перейти по пешеходной части моста Москву-реку — и вот вы уже в Лужниках.
К сожалению, галерея, как впрочем и вся станция, находится в проблемной оползневой зоне. Сложности возникли еще при строительстве. Сама станция открылась 12 января 1959 года, галерею начали сооружать 25 февраля и по плану должны были сдать к 1 июля, однако строительство затянулось почти на месяц, что по тем временам ударного строительства можно рассматривать как ЧП.

Тем не менее, 23 июля 1959 года эскалатор длиной 90 метров все же принял первых пассажиров. Однако к началу 80-х годов из-за оползней и смещения горных пород стены галереи покрылись трещинами, и находящийся объект постепенно пришел в аварийное состояние. Эскалаторная галерея была закрыта вместе со станцией «Ленинские горы» в октябре 1983 года, но не была восстановлена в 2002, в отличие от станции, теперь называющейся «Воробьевы горы». Планы по реконструкции галереи существовали, в 2000 году было подписано постановление правительства Москвы о проведении восстановительных работ, однако в 2005 в связи со «сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции» решение о восстановлении эскалатора было отменено.
Вот уже больше 25 лет уникальная галерея заброшена, медленно разрушается и ныне фактически представляет собой руины некогда функционального и популярного сооружения.




Галерея по-прежнему принадлежит метрополитену, однако никак не огорожена, не законсервирована и не охраняется, и туда легко можно проникнуть.
Внимание — будьте осторожны при посещении этого строения! В связи с его состоянием велик риск получения травмы.

21:08 — REGNUM

Всего в 6 километрах от Кремля на Юго-Запад Москва совсем перестаёт быть плоской, являя нам крутой и древний, вплоть до меловых и юрских песков, склон правого берега одноимённой реки — Воробьёвы горы. С глобальной точки зрения — обрыв Теплостанской возвышенности. Высшая точка склона от уреза воды составляет 90 метров, крутость — более 30 градусов. Москва включила Воробьёвы горы в свой состав ещё в 1922 году, а выход города в долину за склоном был запланирован в рамках реализации принятого генплана 1935 года. В том же году горы были переименованы в «Ленинские». Однако Великая Отечественная отложила присоединение Юго-Запада до конца 1940-х. Вернувшись на мирный путь развития, СССР с новой силой взялся за градостроительство, и Москва наконец перешла через реку, начав отстраиваться в юго-западной зоне по всем социалистическим канонам. Здесь должен был сформироваться новый периферийный центр. Юго-Западный район был выбран первым к реализации среди подобных центров в силу одновременной близости к центру и отсутствия помех проектированию. Прежде в этой древней долине не было никакой уличной сети и крупных предприятий.

За 5 лет, с 1952 по 1957 год, на Юго-Западе ввели в строй 800 000 квадратных метров жилья. Ещё более масштабно дело обстояло с введением научных, учебных, спортивных и зрелищных объектов. С обоих берегов кипела стройка, объекты которой имели всесоюзное и даже международное значение. Лужники перестали быть, собственно, заливными лугами и стали долиной спорта с главным стадионом страны в качестве ядра (1956). Ленинские горы увенчал 240-метровый колосс главного здания МГУ (1953). Пологий и крутой берега соединились двуярусным мостом общей длиной 2030 метров с запроектированной в нём станцией метрополитена (1959). Начало урбанизации зоны происходило в архитектуре неоклассики, но к концу 50-х без потери темпов продолжилось в архитектуре модернизма.

Тон неоклассике, вплоть до малых архитектурных форм, несомненно задавал университетский комплекс МГУ. Законодателем же новой архитектуры стал комплекс Дворца Пионеров, законченный в 1962 году. Чуть предваряя строительство Дворца, менее чем в двух километрах от его стройплощадки, ассиметрично и уютно, с перголами и плескательными фонтанами во дворах, были смонтированы первые хрущёвки страны — квартал 9С Новых Черёмушек (1958). В этом квартале ещё не пяти-, но четырёхэтажных жилых домов молодые архитекторы с успехом преодолели замкнутость дворов и прочие выявленные планировочные недостатки уже сданных кварталов Юго-Запада. Кроме того, каждый дом стал лабораторией отработки различных техник, конструкций, планировок и деталей оформления.

К началу 1960-х Юго-Запад стал богатым на содержание районом, новым центром притяжения пятимиллионной Москвы. Станция «Ленинские горы», размещённая над рекой из соображений удешевления строительства, получила два выхода. И если вестибюль с выходом в «спортивную долину» левого берега оказался удобным во всех отношениях, то правобережный вестибюль станции упёрся в крутой лесистый склон, рискуя обслуживать лишь рекреационную зону набережной. А ведь сверху — гигантский район, Дворец пионеров, главная смотровая площадка столицы, открытая в 1948 году. Позже добавились ещё ряд других крупных общественных комплексов.

Отечественная градостроительная наука отвечала на подобные вызовы рельефа по-разному. Это могли быть канатные дороги, фуникулёры, наконец, гигантские лестницы вроде «Чкаловской» в городе Горьком. Но московский горсовет и институт «Метрогипротранс» решили вопрос иначе. Одновременно со станцией в строй был введён отдельный транспортный объект со своими собственными вестибюлями — крытая эскалаторная галерея длиной 80 метров. Архитекторами были Нина Александровна Алёшина и Александр Фёдорович Стрелков . Кстати, Алёшина была главным архитектором обоих вестибюлей «Ленинских гор». По первости вестибюли галереи венчали символы метрополитена, но ввиду дезориентирующего эффекта они были убраны. Галерея дополняла метро, обслуживалась его персоналом, но своей функцией выходила далеко за вспомогательные рамки, являясь общегородским объектом, причём бесплатным.

Архитектура галереи гармонично, сродни японской традиции, встроилась в густой лесной массив заказника. Со всех сторон окруженная парком, она просматривается только с небольшого участка автомобильной части моста. Подлинный образец «иной архитектуры» — динамично и в согласии с природой карабкается по склону своими модернистскими вестибюлями. Остекление этих квадратных объёмов позволяет наслаждаться видами в динамике спуска и подъёма, освещает золотистым светом парковую мглу в сумерках. Поразителен общий эффект соразмерности человеку, когда сооружение, решённое в масштабе человеческих масс, ощущается как соразмерное отдельному индивиду. Алёшиной и Стрелкову удалось достичь замечательного сплава функции, архитектуры и природы. Этот сплав увековечен кинематографом в одной из существенных сцен итальянско-советской картины режиссёра Витторио де Сика «Подсолнухи» (1970) с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни .

И всё же, вопреки всей замечательности, объект прослужил менее 30 лет, став жертвой бесхозяйственности. Причём начало конца начало раскручиваться с самого открытия головного объекта — станции «Ленинские горы». Предварительно напряженный железобетон метромоста «пересолили» в угоду скорости сдачи. Новый рецепт оказался неудачным, кроме того, были допущены другие проектные ошибки и многочисленные нарушения технологии строительства, особенно в зимнее время. Двуярусный мост со станцией метро был сооружен всего за 19 месяцев, но уже первый сезон эксплуатации выявил его предаварийное состояние. Не обошлось без прорывов гидроизоляции и прочих неприятностей. Так не могло продолжаться вечно, и когда в 1983 году у моста выявили уже 60% потерю несущей способности, он был закрыт на реконструкцию, которая продлилась 19 лет. Станция метро к тому времени проработала 24 года.

Меж тем уровень качества самой галереи не имел ничего общего со станцией, которую она дополняла. Исправная, надёжная работа для всех, кому нужно верх или вниз, вплоть до детей с ледянками. И всё же исчезновение «Ленинских гор» пусть не сразу, но привело и к закрытию галереи. В 1988 году на объекте прекратили даже профилактические запуски эскалаторов, через некоторое время пришло лихолетье 90-х, в ходе которого никакая консервация не была хороша без вооруженной охраны. На этом галерея погрузилась в энтропию, однако, думая о горожанах, параллельно ей метростроевцы соорудили временную сварную лестницу с целью попадания на улицу Косыгина.

Тем временем зимой 2002 года в заново собранном мосту открылась по существу новая станция, с названием «Воробьёвы горы». Иные интерьеры и даже иные габариты. Но на этот раз эскалаторная галерея не была открыта вновь вместе со станцией. Более того, верхний вестибюль был снесён, а временная лестница на ул. Косыгина — демонтирована. До последнего времени город не предложил никакой пешеходной инфраструктуры для быстрого подъёма вверх, кроме длинных прогулочных маршрутов в стороне и платной канатной дороги ближе к району смотровой площадки. Городская набережная сверхпопулярна, но носит чисто рекреационную функцию, а правобережный выход станции «Воробьёвы горы» воспринимается тупиком всеми, кому не нужна набережная. С тех пор эскалаторная галерея перекочевала в популярный миф субкультуры интересующихся заброшенными объектами. Все эти годы эпизодически публиковались слухи о её сносе или реанимации, а причиной отсутствия попыток восстановления назывались «оползни». Однако монолит объекта, как ни странно, не имеет никаких трещин. С этих руин видно МЦК на левом берегу, с её концепцией «сухих ног» на объектах пересадочной инфраструктуры, преподнесённых как новаторство, но не имеющих ни одного траволатора даже в случаях, когда инфраструктура сверхчеловечна по масштабу. Заметим, что уже обветшавший, сугубо коммерческий мост 2000 года, «Багратион» — такой полезной механизацией оснащён. Сейчас эскалаторная галерея полностью заброшена и руинирована, как будто находится не в 6, а в 60 километрах от Кремля. Через несколько месяцев Москву ждёт туристический бум, Воробьёвы горы будут бить рекорды посещаемости. Кроме панорамы города, МГУ и всего прочего, гостей столицы будет ждать и объект «современного искусства» — руины модернистской эскалаторной галереи (1959—1988).

Эскалаторная галерея станции метро "Ленинские горы", поднимала пассажиров от южного выхода со станции метро "Ленинские горы" на улицу Косыгина. Галерея, хотя и была отдельным зданием, все равно ее все связывают с метро.

1. 23 июля 1959 года, через месяц после открыти танции метро "Ленинские горы" эскалатор длиной 90 метров принял первых пассажиров.

2. Кадр из Фильма "Подсолнухи" Оператор Джузеппе Ротунно


Фото из oldmos.ru

3. Эскалаторная галерея была закрыта вместе со станцией "Ленинские горы" в октябре 1983 года, но не была восстановлена в 2002, в отличие от станции, теперь называющейся " "

4. Как это было Фрагмент фильма "Подсолнухи" Оператор Джузеппе Ротунно.


Фото с сайта oldmos.ru


Фото с сайта oldmos.ru

7. Вот уже больше 25 лет уникальная галерея заброшена, медленно разрушается и фактически представляет собой руины некогда популярного сооружения.

11. Кусочек "Берлинской стены" в Москве:). Так огорожен разрушенный вестибюль на улице Косыгина.

13. Внизу еще не до конца разрушенные эскалаторы. В таком виде они представляли опасность для "посетителей" и их разобрали.


Фото с сайта oldmos.ru

14. Галерея по-прежнему принадлежит метрополитену, однако никак не огорожена, не законсервирована и не охраняется.

Очень жаль, что эскалаторная галерея не была восстановлена. Много раз приходилось ей пользоваться, когда в детстве занимался в Дворце пионеров. Официальная причина закрытия - оползни. Но ни на стенах галереи ни на основании нет ни одной трещины. Это видно на фото. Банально все уперлось в деньги.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Москвичи призвали власти столицы и правительство РФ не сносить, а восстановить один из самых интересных объектов, оставшийся после эпохи развитого социализма - эскалаторную галерею станции метро "Воробьевы горы" (ранее "Ленинские горы"). C 1959 по 1988 год она доставляла пассажиров от южного выхода станции и парка на улицу Косыгина и обратно.

Как говорится в петиции на сайте Change.org , в 2017 году Москве предстоит принять Кубок Конфедераций по футболу, а в 2018 году - Чемпионат Мира по футболу, а роль этого исторического эскалатора нельзя недооценивать - и болельщикам, и туристам такая эскалаторная галерея была бы крайне удобна.

Сейчас же от станции "Воробьевы горы" на улицу Косыгина можно попасть только пешком через лесопарк, поднявшись по обходным тропинкам или воспользоваться платной канатной дорогой, которая находится далеко от станции.

последнее время только и слышишь в СМИ, что в городе действует программа "Доступная среда". Где же эта доступная среда для пожилых людей, инвалидов, мам с колясками и велосипедистов? Город должен быть действительно доступным не на словах, а на деле!", - говорится в петиции.

Эскалаторная галерея, открытая 22 июля 1959 года, была сооружена по типовому проекту одновременно со станцией метро и была оборудована трехленточным эскалатором. Она имела два вестибюля - верхний (на ул. Косыгина) и нижний (в парке). До станции пассажирам приходилось идти по существующим парковым тропинкам (около 250 метров по ровной дорожке). После закрытия станции метро в 1983 году эскалаторная галерея некоторое время еще работала, но потом была закрыта. И после реконструкции станции уже не была восстановлена.

Мало того, в конце 2017 года галерею планируют снести.

"Восстановите старую эскалаторную галерею с интеграцией в нее нескольких лифтовых холлов для пожилых людей, инвалидов, мам с колясками и велосипедистов. Либо снесите старую галерею и постройте новую на месте старой с включением в галерею лифтовых холлов. Дизайн галереи можно оставить и советского образца, но можно придумать и новый дизайн-проект", - говорится в петиции.

Напомним, у столичных властей ранее существовали планы по реконструкции этой галереи - в 2000 году было подписано постановление правительства Москвы о проведении восстановительных работ, однако в 2005 в связи со "сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью реконструкции" решение о восстановлении эскалатора было отменено. Дело в том, что галерея, как, впрочем, и сама станция, находится в проблемной оползневой зоне. К началу 80-х годов из-за оползней и смещения горных пород стены галереи покрылись трещинами, и с тех пор она стала постепенно приходить в аварийное состояние.

Вот уже почти четверть века уникальная эскалаторная галерея заброшена и медленно разрушается, ныне представляя собой фактически руины.

Эта гордость советской инженерой мысли не только вошла в историю города, но и осталась в мировом кинематографе - ее запечатлели в нескольких художественных фильмах, в том числе итальяно-советской картине "Подсолнухи" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. В нем героиня легендарной актрисы не может забыть своего любимого мужа и через много лет после окончания войны отправляется на его поиски в Советский Союз.