Маршруты авиарейсов. Флайтрадар (Flightradar24) – отслеживание самолетов

Многие замечали, что в полете самолет выполняет не один десяток поворотов, причем зачастую в разные стороны. Среди пассажиров популярно мнение, что изменения курса связаны с командами диспетчера и имеют целью не допустить столкновения самолетов, однако это не совсем так. При полете вне района аэродрома в абсолютном большинстве случаев данная задача выполняется путем задания различных высот и скоростей для того или иного рейса. Возникает закономерный вопрос, почему бы не лететь по прямой с минимальным маневрированием при взлете и посадке? Дело в том, что в небе, как и на земле есть дороги – воздушные трассы , главная задача которых упорядочить потоки самолетов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства. В этой статье мы расскажем, зачем нужны воздушные трассы, как формируется маршрут полета конкретного рейса, какова роль пилота и диспетчера в этом процессе, почему один и тот же рейс может выполняться по совершенно разным маршрутам в разные дни.

Полет по кратчайшему маршруту.

Очевидно, что самым выгодным маршрутом является так называемая ортодромия — кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности. На карте ортодромия выглядит как дугообразная линия, что связано с тем, что карта представляет собой проекцию сферической земли на плоскость.

Кратчайшее расстояние Москва — Петропавловск-Камчатский.

Конечно, выполнять полет по прямой линии из точки А в точку Б быстрее и экономичнее, нежели чем по «ломанной» воздушной трассе. Однако, до недавнего времени полет по такой траектории было практически невозможно выполнить, что было связано с возможностями навигационного оборудования. Кроме того, если бы все воздушные суда выполняли полет по беспорядочным траекториям, на сегодняшнем этапе развития систем управления воздушным движением это привело бы к невозможности «развести» в воздухе все эти самолеты. Также существует множество разнообразных запретных зон и зон ограничения полетов, полеты через которые выполнять нельзя.

Традиционная навигация.

Исторически маршрут полета состоит из последовательности так называемых промежуточных поворотных пунктов и «лэгов » (от англ. leg) – участков между ними.

Сеть воздушных трасс над Москвой.

На заре авиации необходимость выполнения полета по маршруту была связана исключительно с выполнением навигационных задач. Базовый метод навигации представляет собой полет от одного характерного наземного ориентира к другому, разумеется данный метод применим при условии видимости земли, т.е. в визуальных метеоусловиях. Кстати, визуальная навигация до сих пор активно применяется в «малой авиации».

C развитием авиации появилась необходимость выполнять полеты и в условиях отсутствия видимости земной поверхности, т.е. исключительно по приборам. Так появился метод навигации, называемый радионавигация . Суть этого метода состоит в том, что в определенных точках маршрута устанавливались радиостанции, экипаж на борту определял направление на радиостанцию и выполнял полет на нее. Со временем был разработан прибор, называемый автоматический радиокомпас (АРК) , который позволяет с высокой точностью определить направление на радиостанцию. Сами радиостанции стали называть «приводными» или по-английски NDB (non-directional beacon). Радиус действия таких передатчиков составляет около 250 километров, что обуславливало необходимость создания довольно обширной сети станций. Со временем появились более продвинутые и точные радиомаяки VOR , дальность действия которых составляет до 350 километров. Именно этими расстояниями обусловлена длина участка трассы, при этом надо понимать, что выдерживать направление можно не только выполняя полет на радиостанцию, но и от радиостанции.

Приводная радиостанция и воздушные трассы.

Методы навигации, основанные на наземных радиосредствах широко применяются в гражданской авиации, однако сегодня основным методом навигации является . Полет по-прежнему выполняется от точки к точке, но теперь они представляют собой лишь условное название и географические координаты, установка каких либо наземных средств уже не требуется.

Формирование маршрута.

Итак, каким же образом формируется маршрут полета конкретного рейса, по которому в итоге полетит самолет. Ниже мы расскажем, как это происходит в крупных авиакомпаниях.

У любого серьезного перевозчика существует отдел аэронавигационного обеспечения, который из имеющейся сети точек и трасс формирует несколько вариантов маршрутов для каждого рейса, как правило 5 – 10 маршрутов. Эти маршруты сохраняются в базе данных авиакомпании и загружаются в бортовые навигационные системы воздушных судов, их называют «company routes» .

Вариант маршрута Внуково — Санкт-Петербург.

Подготовкой конкретного рейса уже в день вылета занимается полетный диспетчер , именно этот специалист выбирает оптимальный маршрут, оценивая все ограничения по маршруту и метеорологические условия. Зачастую получается, так, что полет по более длинному маршруту значительно выгоднее за счет различных скорости и направления ветра в разных районах. Выбранный маршрут утверждается и передается в службу обслуживания воздушного движения, т.е. диспетчерам.

Таким образом, пилоты получают готовый маршрут полета, в соответствии с которым и будет выполняться рейс. В процессе выполнения полета в маршрут могу вноситься изменения, например при наличии возможности диспетчер может разрешить так называемое «спрямление», т.е. исключить из маршрута одну или несколько промежуточных точек. Кроме того, по решению командира может выполняться обход опасных метеоявлений, как правило гроз.

Фактическая линия пути. Шереметьево — Санкт-Петербург.

Как уже было сказано, маршрут полета самолета состоит из последовательности точек и трасс, ниже мы приведем реальный маршрут из аэропорта Внуково в Санкт-Петербург, именно в таком виде его видят пилот и диспетчер.

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

UUWW – международный код аэродрома Внуково
UM4D – обозначение маршрута вылета (SID)
UM – приводная радиостанция «Ивановское»
DCT – «прямо на»
AR — приводная радиостанция «Бужарово»
DCT — «прямо на»
OBELU – обозначение точки
B239 – обозначение трассы
AJ — приводная радиостанция «Старица»
R369 — обозначение трассы
DB — приводная радиостанция «Починок»
LUKIR — обозначение точки
LUKI1A – обозначение маршрута прибытия (STAR)
ULLI — международный код аэродрома Пулково

Обозначение трассы уже включает в себя последовательность точек, само название точки или приводной радиостанции указывается в маршруте при смене трассы. Сокращение DCT (direct to — «прямо на») применяется в тех случаях когда невозможно выполнить полет по трассе, либо органом обслуживания воздушного движения разрешено планирование полетов вне трасс.

Как видно, при формировании маршрута, как и 50 лет назад используются приводные радиостанции, однако наряду с ними применяются и немаркированные навигационные точки.

В процессе подготовки к вылету пилот вносит в бортовой навигационный компьютер маршрут в виде последовательности точек. Данные каждой точки (название, координаты, позывные) уже содержатся в бортовой базе данных. Если перевозчик применяет предварительно спланированные маршруты company routes , пилоту достаточно выбрать индекс маршрута, например «UUWWULLI01». Нетрудно догадаться, что UUWW – это аэропорт вылета (Внуково), а ULLI – аэропорт назначения (Пулково), 01 – порядковый номер варианта маршрута.

Пульт управления бортовым навигационным компьютером (FMS).

Будущее.

Уже сегодня ряд европейских государств вводят в своем воздушном пространстве концепцию Free Route Airspace , суть которой заключается в том, что вместо воздушных трасс публикуется только информация о навигационных точках. Планирование полета осуществляется по любому маршруту, проходящему через опубликованные точки, при этом достаточно выбрать только две точки – входа и выхода из зоны.

Другая перспективная разработка организации Eurocontrol – главного органа обслуживания воздушного движения в Европе – концепция Single European Sky , т.е. «единое европейское небо», ее суть заключается в упразднении границ между различными секторами управления воздушными движения в части планирования маршрутов, таким образом можно будет выполнить полет через весь европейский регион по прямой.

Тысячи авиалайнеров ежедневно поднимаются в небо, перевозя миллионы пассажиров. Они связывают между собой самые отдаленные города и страны. Еще не так давно, узнать информацию об авиарейсе можно было только из информационного табло в аэропорту, но карта полётов самолётов онлайн позволяет решить эту проблему.

Сегодня каждому пользователю сети Интернет предоставляется возможность воспользоваться таким приложением как карта самолетов онлайн. Осуществить это стало возможным благодаря инновационной технологи ADS-B. Она представляет собой систему спутникового слежения за рейсами, вытесняя тем самым управление авиаперелетами при помощи радаров, поэтому найти самолет на карте с помощью ADS-B не представляет труда.

Воздушные суда, оборудованный системой ADS-B, ежесекундно отправляет по радиоканалу информацию о координатах местоположения, данные о полете, такие, как высота, скорость, курс и т.д соответственно вы видите, фактически, реальные маркеры на карте. Это позволяет более детально отслеживать воздушные пути в режиме реального времени. То есть у нас с вами есть полноценная карта, где мы можем наблюдать движения самолетов онлайн в режиме реального времени и бесплатно!

Все как на ладони

Эта карта позволяет реализовать получаемую с воздушных судов информацию в виде пиктограмм, движущихся над картой мира.

При нажатии по иконке можно открыть окно в котором отобразятся рейсы самолетов, а также детальные данные о авиарейсе: номер борта и принадлежность к авиакомпании, маршрут и текущие координаты, высота и скорость.

Кроме того, окно содержит сведения о судне, его фотографии и даже маршрут самолета на карте мира.

Если вам интересен маршрут, при двойном нажатии приложение отобразит полные сведения о нем. Карта также дает возможность изменять масштаб в большом диапазоне значений, отображает количество воздушных судов в небе.

Расширяя горизонты…

Приложение позволяет осуществлять разнообразные настройки отображения. Из наиболее интересных можно указать возможность осуществления поиска по номеру борта и местоположению.

Настройка отображения

Например, на карте, вы можете найти борты компании S7, т.к. названии компании отражено в бортовом номере.

Применения фильтрации отобразит данные по авиакомпаниям, высоте и скорости полета.

Вы можете произвольно указать режим отображения, ведь фактически мы видим самолеты на карте Google, которая может отображать поверхность с различными настройками: физическая, спутник и в режиме дорог.

Так что любой самолет на карте гугл это всего лишь пиктограмма наложенная на спутниковую карту и перемещение которой синхронизируется с помощью технологии ADS-B.

Если вы владеете частным самолетом или кораблем (ну, а вдруг?)

Систему ADS-B могут использовать коммерческие и частные воздушные суда и корабли для передачи своей информации, такой как: позывной, статус, скорость и направление движения и многое другое, чтобы карта их отображала в режиме online.
Чтобы передавать эти данные необходимо установить специальный приемник, который будет транслировать сигнал, чтобы ваше судно отображалось и карта его показывала.

Рабочая схема ADS-B

Система ADS-B постепенно заменяет радар как более эффективный метод управления воздушным движением. Несомненно, это, весьма удобно.

В конечном счете ADS-B позволит самолетам летать гораздо ближе друг к другу и прокладывать более эффективные маршруты, которые однозначно уменьшат расход топлива и будут способствовать снижению времени полета.

В таких местах, как Европа и Австралия внедрение ADS-B идет полным ходом, и большинство самолетов ее используют. Северная Америка немного отстает в настоящее время, но несомненно догонит в будущем. Оснащение этой технологией показывает медленный, но неуклонный рост.

В это плане, в России все не так радужно. Самолеты со знаком России встречаются не так уж и часто. Карта наглядно показывает количество авиаперевозок у нас и в развитых странах. Гражданская авиация со времен Советского Союза постепенно приходит в упадок, дороговизна внутренних перелетов, по сравнению с развитыми странами огромна. Популярностью пользуются рейсы в страны Европы и Азии и курортные направления.

В настоящее время более актуальными проблемами авиакомпаний является обновление парка, стимулирования поездок и тому подобное, а об оснащении всех самолетов, как и пассажирских так и коммерческих, системой ADS-B не может быть речи. Надеемся в будущем это исправится что позволит увидеть больше судов под нашими флагами.

Дополнительные возможности

Также карта обладает полезной опцией — наложение погодных условий и облачности. Стоит отметить что приложение ведет сохранение ранее полученных данных, что позволяет воспроизвести путь самолета на карте за необходимый временной интервал

Карта передвижения самолетов онлайн представляет собой удобное средство и окажется прекрасным помощником при ведении бизнеса или просто ожидании близких из путешествия.

Схема рейсов которые обслуживает аэропорт

Кроме всего прочего, мы можем показать вам довольно интересную вещь, а именно количество рейсов, которые обслуживает каждый аэропорт мира. Вам достаточно найти район вашего проживания, или любой другой, и нажать на значок аэропорта по курсором, крупные аэропорты (Хитроу, Шарль де Голь, Кеннеди) выглядят массивным ярким пятном. И вы увидите множество ярких линий, которые представляют собой траектории маршрутов, по которым летают обслуживаемые в аэропорту воздушные суда. Как и карта летящих самолетов, это сервис основан на приложении Google Earth. Однако полет самолета на карте обновляются ежесекундно, а здесь просто отображает уже имеющуюся информацию.

После первого полета братьев Райт, состоявшегося в далеком 1903 году, первый коммерческий рейс, поднялся в воздух лишь в 1914. Да и несмотря на то, что это был коммерческий полет, в воздушном судне отсутствовала уборная, которая появилась лишь спустя 5 лет. Сегодня, карта маршрутов, показывает около трех тысяч воздушных судов в небе!

Если верить статистике, то из 100 человек трое не то чтобы боятся летать, а страдают аэрофобией, но на сегодняшний день, кроме длительных перелетов, быстрых способов повидать весь мир нет. Что по воде, что по суше, путешествия занимают довольно много времени, а глядя на приложение кажется, что полет занимает не так уж много времени, однако посадка, досмотр и регистрация на рейс занимают довольно много времени.

Даже если вы панически боитесь лететь в «алюминиевой банке», со скоростью порядка 1000 км/ч на высоте 12 км, то профессиональные психологи советуют не летать, а если все-таки у вас нет выбора, то перед полетом следует выпить настой валерьяны. И не забывайте, что вам следует отказаться от посещения магазинов Duty-Free (магазины беспошлинной торговли) т.к. крайне нежелательно употреблять спиртное, кофе и даже сладкое в полете. Все эти продукты только усиливают ваше чувство страха.

Дымовой след в виде ангела

Если вас не беспокоит скорость и высота и вы доверяете пилотам, то в полете вы можете вспомнить о том, что один из самых популярных судов — Боинг 767 содержит около 3 миллионов различных деталей. И эти детали делают практически во всем мире: центральные части крыльев — в Южной Калифорнии, некоторые части фюзеляжа — в Японии, а закрылки — в Италии.

Помните, что грызунов боятся не только женщины. Однажды во время полёта, пассажирам посчастливилось увидеть в салоне Boeing … мышь. Из-за маленького, серого любителя сыра экипаж совершил экстренную посадку. Пилоты побоялись, что мышь просто на просто перегрызёт какой-нибудь важный кабель. В результате этого маленького, но неприятного, недоразумения, всем пассажирам пришлось провести ночь в отеле, а экипажу посчастливилось всю ночь охотится на незадачливого грызуна с сыром и мышеловками. Однако, не смотря на высокий уровень интеллекта и упорства, экипаж расписался в собственном бессилии, мышь никак не могли поймать! Ситуацию спасли несколько привезенных кошек, которые довольно легко и непринужденно справились с мышью.

Ангел в небе созданный на авиашоу истребителями, которые выпустили осветительные ракеты

Обратимся к цифрам

Максимальная высота которую удалось покорить воздушному судну — 37 650 м. В далеком 1977 году ее смог достичь наш, советский, летчик на самолете который был изготовлен в конструкторском бюро Микояна.

Максимальная высота, с которой не посчастливилось упасть человеку, и остаться в живых, — 10 километров 160 метров! Это случилось во время авиакатастрофы, которая произошла в 1972 году. Тогда, стюардессе чудом удалось выжить и попутно установить этот печальный рекорд.

Другие сервисы Google и . Поэтому, если вас заинтересовало это приложение, то и эти сервисы придутся по душе.

Визуализация авиатрафика над Европой

Вы посадили родных или друзей на борт самолета и в томительном ожидании посматриваете на часы, волнуетесь, переживаете, пока самолет находится в небе? Или, купив авиабилеты и приехав в аэропорт, нервничаете из-за нелетной погоды в пункте назначения? Как перемещается самолет во время полета, не будет ли задержки рейса, и прочие вопросы волнуют в этот момент каждого. Между тем современные технологии уже позволяют отследить полеты самолетов в реальном времени. Существует карта полетов самолетов онлайн, по которой практически с любого гаджета вы можете наблюдать позиции самолетов. На ней отмечено движение находящихся в небе самолетов в режиме онлайн, а наблюдать за этим не только полезным, но и просто увлекательным зрелищем можно, зная номер рейса и смотря на экран.

Сейчас есть множество технических возможностей наблюдать за полетом в режиме реального времени, отслеживание рейсов ведется специальными сервисами. Расскажем об этом подробнее.

Как ведется отслеживание самолета онлайн

Для того чтобы узнать, где летит самолет, статус рейса, посмотреть высоту и проследить скорость передвижения самолетов, существует современная технология, которая позволяет отследить самолеты в реальном времени. Система АSD-B – это авиарадар, который применяется в целях слежения за маршрутами летящих самолетов и последующего сбора данных. Данные формируют базу для сервисов, они позволяют видеть самолеты онлайн.

Сегодня возможность наблюдать особенности движения самолетов онлайн в реальном времени, посмотреть статус рейса предоставляют такие сервисы:

  • Флайтрадар24;
  • Радар Бокс 24;
  • FlightAware;
  • PlaneFinder.

Все они работают в режиме online и отслеживают на карте расположение самолетов. Практически система работает следующим образом. Основная масса современных самолетов имеют передатчики (ads-транспондеры), передающие данные о позиции самолета в пути следования. Наземные станции во всем мире работают на получение этих сигнальных данных, составляя таким образом онлайн-карту.

Причем, сеть таких приемников сегодня столь широка, что даже не оборудованные этими передатчиками ADS-B борта все равно находят отражение в онлайн режиме.

Как работает система, можно понаблюдать на примере наиболее популярного в настоящем сервиса, использующего данную технологию, – это flightradar24.com. Этот сайт пока не работает на русском языке, однако функциональное содержание его довольно доступно. Так, карта самолетов представлена тут в реальном времени, воздушные суда на карте даны в виде передвигающихся пиктограмм.

Радар самолетов онлайн дает полную картину происходящего и оценку местоположению в данный момент на маршруте, причем вне зависимости от того, к какой авиакомпании относится летящий самолет. Простым нажатием на значок пиктограммы вы найдете много нужной информации, в том числе:

  • показатель набора высоты и скорость движения;
  • порядковый номер самолета;
  • точка вылета и прибытия;
  • принадлежность к авиакомпании.

Сервис позволяет также вести наблюдение за погодными условиями в данном конкретном месте. При этом данные о полетах авиарейсов проходят ежесекундное обновление, что заметно на табло мониторинга.

Как отследить самолет по номеру рейса

Многие пользователи обычно ищут самолет, осуществляющий перелет, по номеру рейса. Программы многих сервисов, в том числе и флайтрадар, позволяют сделать это довольно просто. Как найти самолет по номеру рейса? Это происходит буквально в несколько движений и в режиме реального времени:

  • В окошко поиска вводим номер интересующего рейса. Сначала сайт выдаст все возможные в данный момент варианты рейсов на самолетах, следующих под таким же номером. Выберите ваш;
  • Если нашли интересующий рейс, жмем на значок-иконку с самолетом;
  • Появляется виртуальная карта, на которой в режиме интерактивного пользования следим за перемещением нужного борта.

Удобство данного сервиса заключается и в том, что на нем можно отслеживать много другой полезной информации: от расписания движения до маршрутов бортов, уже осуществивших посадку.

Как использовать возможности сайта

Разумеется, чаще всего сайт с сервисом используют для того, чтобы посмотреть схему полета нужного судна, когда ожидают самолет с родственниками и пр. Есть и другие применения возможностей новых технологий, когда они работают в интересах слежки, контроля над перемещением тех или иных лиц. Среди молодежи существуют шутки, в которых используется трекер. Для того, чтобы доступ к программам был проще, сегодня разработаны современные и удобные мобильные приложения к айпадам, андроидам и прочим мобильным устройствам и телефонам.

Кстати, на вышеназванном сайте вы за небольшую плату найдете вариант отслеживания самолета с андроида и IOS (в первом случае цена будет 149 рублей, во втором – 3,99 долларов). Эти ссылки позволяют приобрести приложение для отслеживания перелета самолетов непосредственно с планшета или смартфона.

Современные технические возможности позволяют в целом достаточно просто и удобно отслеживать позиции самолетов в реальном времени, видеть и наблюдать за происходящим в небе, причем, делать это по приемлемой цене.

Видео

Подробности Олег Нехаев

Э то, без всяких преувеличений, -- удивительный ресурс. Вы начинаете обладать такими необычными и разносторонними сведениями, будто кто-то вам разрешил стать мировым авиадиспетчером. И теперь вы видите в реальном времени полёты гражданских самолётов по любым маршрутам, оцениваете ситуацию в аэропортах планеты. Вы можете видеть даже необъявленные спецрейсы и полёты президентских самолётов. Раньше такая информация была строго секретной. Теперь она – общедоступна. Как же работает эта система?

Если раньше воздушное движение отслеживалось только радарами, а данные передавались исключительно через связь диспетчера и экипажа, то в конце прошлого столетия на новые самолёты стали устанавливаться автоматические радиответчики – транспондеры. Их информация о параметрах самолета могла приниматься в любой точке, с помощью небольших станций, число которых стало быстро увеличиваться по всему миру.

Сегодня такие спецприёмники работают везде. Нет их только в труднодоступных регионах и в безлюдных местах. А с учётом того, что эти электронные приборы могут приобретать обычные граждане, эта сеть сегодня достаточно насыщенно покрывает почти весь земной шар. Например, в странах Европейского Союза или США, обязательно будут отслежены любые перемещения в небе, лишь-бы на воздушном судне работал транспондер. ВНИМАНИЕ! Для отображения движения самолетов нужно время для загрузки данных. После завершения сессии, при необходимости, сделайте перезагрузку страницы.

ПРОВЕРЬТЕ: НИЖЕ -- АВИАБИЛЕТЫ , КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТ

Особенности. Нужно учитывать некоторые нюансы. На карте выше, как правило, не будут отображаться полеты старых модификаций самолётов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 74 7-200, 747SP), Ан-2, Ан-26, Ан-32, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42 (за исключением некоторых модификаций - "М"), L -410.

Рекомендации. Двигая карту курсором, и масштабируя её колёсиком мышки, вы можете переместиться в интересующий вас регион. Если вы наведёте курсор на силуэт самолёта, он поменяет цвет. Кликните левой кнопкой мышки и откроется панель из которой вы можете узнать название авиакомпании, выполняющей полёт , номер рейса, аэропорт вылета и прилёта, тип лайнера (Type ) , высота (Altitude ) в футах (1000 футов = 0,3 км.) и скорость полёта ( ground speed ) в узлах (один узел равен 1,852 км/час) , время вылета и прибытия по расписанию (соответственно -- departure и arrival ) , фактическое время вылета и прибытия (actual и estimated).

На самой карте-схеме вы можете увидеть линию-трек предыдущего движения самолёта, которая изменяет цвет в зависимости от уровня высоты. Соответствие цветов указано ниже. В местах отсутствия данных (отдалённые от цивилизации территории, где нет приёмных радиостанций) трасса полета помечается пунктиром. Для удобного продолжения обзора карты закройте левую колонку (возможно для этого придется нажать на силуэт активированного самолетика) . Силуэт "фонтана" на оранжевом фоне окружности указывает места пепловых выбросов вулканов и направления распространения опасных наждачных облаков.

Пояснения. Те, кто отслеживает полёты самолётов, часто пугаются, когда на карте исчезает его обозначение. Ещё раз следует пояснить, что отображение силуэта на схеме зависит от наличия информации от транспондера и её получения наземным приёмником. Если происходит сбой в этой цепочке -- силуэт пропадёт. Есть большие проблемные зоны над океанами, пустынями, сибирской тайгой, джунглями, арктическими пространствами, там, где вообще нет принимающих станций. Силуэт может исчезать в нескольких десятках метров над землёй. Хотя, часто самолёт прекрасно отслеживается даже при нахождении на полосе, при рулёжке, взлёте и посадке. Полёты вертолётов и военных судов не отображаются вообще, за редчайшим исключением.