Природные мегалиты или останки древних цивилизаций? Мегалиты Стена из огромных камней.

Каменные сооружения, возраст которых насчитывает тысячи лет, разбросаны по всему миру. Очень многие из них появились еще до изобретения письменности, поэтому о строителях и целях возведения этих сооружений не осталось никаких свидетельств. Однако, несмотря на отсутствие письменных исторических источников, специфика структуры древних мегалитов позволяет ученым сделать достаточно основательные предположения насчет того, с какой целью строились эти сооружения и какую функцию выполняли.

На северо-западе Ирландии, недалеко от городка Рафо, находится простой на вид круг, который в прошлом мог выполнять самые разные функции — от ритуальных до научных. Вокруг насыпи, по окружности диаметром 45 метров расположены 64 камня, высота которых в среднем составляет два метра. По оценкам ученых, каменный круг был построен примерно в 1400-1800 году до нашей эры. По свидетельствам Оливера Дэвиса, который занялся исследованием древнего памятника в 30-е годы, в зоне каменного круга присутствовали признаки того, что кто-то пытался вести раскопки кустарным способом, но внезапно, возможно от страха, покинул это место.

Несмотря на изучение каменного круга Белтани, его предназначение выяснить пока не удается. Согласно одной из версий, разгадка кроется в названии мегалита. Слово Белтани, возможно, связано с названием языческого праздника Белтайн, во время которого на вершине холма зажигали костры, символизировавшие обновление сил Солнца. Другие гипотезы связывают каменный круг Белтани с кругами на Кэрроуморском кладбище, полагая, что круг Белтани использовался в ритуалах захоронения усопших. Некоторые считают, что весь комплекс из камней и насыпи, которую они обрамляют, скрывает под собой нечто вроде гробницы, но что там на самом деле, никому пока выяснить не удалось.

Мегалиты долины Бада

В индонезийской можно увидеть интересные мегалиты, которые напоминают статуи моаи и отличаются высоким скульптурным мастерством. Ученые не могут назвать ни точный возраст каменных изваяний, ни их предназначение. Расспросы местных жителей не помогли пролить свет на загадку мегалитов, аборигены утверждают, что «они всегда здесь были». Однако с этими каменными статуями у местных жителей связан целый ряд легенд.

Некоторые утверждают, что мегалиты установлены на местах массовых человеческих жертвоприношений. Другие говорят, что каменные статуи стерегут злых духов. А еще существует поверье, что эти статуи – окаменевшие злодеи, и некоторые даже верят, что они способны передвигаться. Ставит в тупик и еще один удивительный факт, связанный с мегалитами Бада: дело в том, что статуи изготовлены из камня, который не добывается в округе.

Колесо духов

Руджм эль-Хири или «колесо духов», представляет собой мегалитическую структуру, расположенную на территории Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Структура состоит из четырёх концентрических кругов и центрального каирна. Наибольший внешний диаметр равен 158 м (520 футов). Круги выложены из камней базальтовой породы. Кольца связаны между собой перемычками. Были предположения, что место в центре предназначалось для захоронения, но при изучении постройки никакого захоронения внизу обнаружено не было. Существует версия, что в далеком прошлом здесь хранились драгоценности, которые были разграблены мародерами.

Ученые считают, что каменное колесо не строилось как крепость или место, в котором могли жить люди. Судя по структуре строения и тому, как восход солнца и солнцестояние соотносится со «спицами» колеса», была выдвинута версия, согласно которой данное сооружение выполняло функцию календаря.

Некоторые исследователи полагают, что в круге проводились обряды освобождения усопших от всего плотского, предполагающие отделение плоти от костей. Кости после проведения ритуала перемещались в другое место, этим можно объяснить отсутствие в круге захороненных останков. Однако никаких доказательств проведения подобных мероприятий в Руджм эль-Хири не найдено. Какое бы ни было предназначение «колеса духов», видно, что на его строительство было потрачено немало сил и времени, и этот объект был очень важен для людей, которые им пользовались.

Радстонский монолит является самым высоким одиночным камнем в Британии. Такие каменные монолиты называют менгирами. Этот менгир расположен на церковном кладбище деревушки Радстон и его высота составляет 7,6 метров. Возраст монолита относят к 1600 году до нашей эры. Учитывая размеры и почтенный возраст монолита, нет ничего удивительного в том, что местные люди из поколения в поколение передают предания и легенды, связанные с этим камнем. По одной из них, этот камень прежде был копьем, которое дьявол метнул в церковь, но попал в землю церковного кладбища. Другая история рассказывает о том, что каменное копье метнули сверху, целясь в кладбищенских вандалов.

Сэр Уильям Стриклэнд ископал всю округу в поисках каких-либо археологических свидетельств истинной истории камня. По его данным, половина монолита находится глубоко под землей, соответственно, реальная его высота вдвое выше известной цифры. Также исследователь обнаружил немало человеческих черепов, намекающих на то, что это место могло использоваться для человеческих жертвоприношений и отправления религиозных ритуалов. Однако как бы там ни было, ни черепа, ни местный фольклор не проливают свет на то, что в действительности происходило у камня в Радстоне.

Отдельные стоящие мегалитические памятники в Корнуолле носят название Пайперс и Веселые Девы. Пайперс – это два отдельно стоящих камня, а Веселые Девы неподалеку от Пайперс образуют каменный круг совершенной формы. В восточной стороне сооружения находится вход, что теоретически может указывать на использование мегалитов в астрономических целях. В окрестностях мегалитического комплекса расположено множество могильников, что в свою очередь позволяет ученым предположить, что камни имели отношение к духовным ритуалам или похоронным обрядам. Возможно, что установленные в строгом порядке камни выполняли сразу несколько функций.

Несмотря на то, что Пайперс и Веселые Девы стоят отдельно друг от друга, эти сооружения неизменно упоминаются в едином контексте. Согласно одной из местных легенд, два волынщика играли для танцующих девушек в одно из воскресений, но так как подобное поведение было запрещено в такой день, то музыканты и веселые танцовщицы превратились в камни. Звучит красиво, но правда ли это?

В графстве Голуэй, что в Ирландии, все желающие могут полюбоваться на удивительный камень, которой в свое время был помещен в область кольцевого форта Фирвор. Позже камень был перемещен в окрестности дома Туруа. Камень имеет округлую форму и украшен узорами, выполненными в старинной кельтской технике «ла тене». Камень Туруа представляет собой наиболее яркий и хорошо сохранившийся образец этой декоративной работы по камню на территории Европы.

Однако каким целям служил этот камень? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Учитывая характерную, близкую к фаллической, форму камня, некоторые эксперты предполагают, что камень использовался в ритуалах, направленных на повышение плодородия во всех его проявлениях.

Другая версия связывает английское написание названия Туруа (Turoe) со словосочетанием «Cloch an Tuair Rua», которое означает «камень красной пустоши». Присутствие слова «красный», по мнению исследователей, может намекать на то, что у камня практиковались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существует мнение, что этот камень изначально находился во Франции, а в Ирландию попал позже.

На территории высокогорной равнины в центре Иберийского полуострова, а также на севере Португалии и Галисии можно встретить больше 400 гранитных, довольно грубых, но реалистичных скульптур животных – чаще всего, кабанов, поэтому испанцы называют их «веррако» (от исп. verraco – дикий кабан), а также медведей и быков. Ученые датируют их IV-I вв. до н. э. Предполагается, что создателями веррако были веттоны — древний кельтский народ Испании.

Быки Гисандо являются, пожалуй, самыми известным из веррако. Это скульптурный комплекс из 4 изваяний, датированный примерно II веком до н. э. Считается, что когда-то у этих быков были рога, но под действием атмосферных осадков и ветра они разрушились. Некоторые историки полагают, что каменные фигуры быков изготовлены отдельно друг от друга, а собраны вместе были много позже.

Ученые не уверены в истинном предназначении каменных быков, но замечено, что веррако расположены в местах, где их хорошо видно окружающим. Возможно, скульпторы просто хотели привлечь внимание к своим работам. Расположение быков на хорошо обозримом месте также могло быть связано с какими-то религиозными моментами. Некоторые верят, что веррако защищают деревни и фермы от злых духов.

Серые бараны — уникальная в своем роде мегалитическая структура. Ее оригинальность состоит прежде всего в том, что это сооружение представляет собой два круга, расположенных рядом друг с другом. В каждом круге насчитывается по 30 камней, диаметр каменных кругов составляет 33 метра. При раскопках каменных кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, что может свидетельствовать об обширных пожарах в этом месте. Очевидно, что внутри кругов что-то происходило, но что именно – неизвестно.

Есть версия, которая связывает круги с духовными концепциями. То есть, один круг связан с миром живых, а другой — представляет тех, кто отошел в мир иной. Ритуалы, отправляемые в «круге живых», были направлены на создание порталов между двумя мирами. Другая теория не делает акцента на духовной природе каменных кругов, а связывает их с половой принадлежностью их посетителей: один круг предназначался мужчинам, другой — женщинам. Есть и те, кто считает, что в этом месте встречались представители разных племен, здесь они торговали, пировали и решали насущные вопросы. А причем же тут бараны, спросите вы.

Местная легенда объясняет название мегалитов следующим образом: как-то в Дартмур приехал один фермер и сразу начал критиковать качество овец на местном рынке. После пары стаканчиков местным удалось убедить приезжего фермера в том, что у них есть товар, способный удовлетворить его изысканный вкус. Подвыпившего фермера вывели на поле, где, якобы, паслись овцы. Погода была туманная, и фермер, увидев в тумане неясные силуэты, поверил продавцам. Расплатившись, наутро бедняга обнаружил, что купил он не настоящих овец, а камни, стоявшие в поле.

Местные называют этот мегалитический комплекс «алтарем друидов». Дромберг состоит из 17 менгиров, происхождение которых неизвестно. Но о предназначении этих камней можно сделать определенные предположения: один из камней ориентирован по точке заката солнца во время зимнего солнцестояния. Возможно, это был календарь.

Кроме этого, в Дромбрге обнаружили еще одну интересную находку: в разбитом сосуде были найдены останки кремированного человека, причем сосуд был намерено разбит во время погребения. Возраст захоронения датируется 1100-800 годом до нашей эры. Археологами было установлено, что в окрестностях каменного круга когда-то жили люди, которые по каким-то причинам приходили в Дромберг и вынуждены были там оставаться на некоторое время.

На севере Монголии можно увидеть покрытые удивительной резьбой мегалиты, которые устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений, и служили своеобразными памятниками погребенным. В общей сложности было найдено 1200 отдельно стоящих камней, высота которых составляет от одного до пяти метров. Датируются они поздним бронзовым и началом железного веками.

Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солнца, птиц, предметов вооружения, различные геометрические фигуры.

Некоторые историки полагают, что подобное взаимодействие природных элементов — оленя, солнца и птицы, может символизировать путь, который душа проходит при переходе в мир иной. Дух уходит с земли (олень), попадает на небо (птица), а за тем на небеса, то есть на тот свет (солнце). Возможно, изображения оленей на каменных глыбах обеспечивали защиту от злых духов.

Использованы материалы сайта:

Мегалиты (от греч. μέγας - большой, λίθος - камень) - сооружения из огромных каменных глыб. Все знают о таких каменных сооружениях как Стоунхедж, статуи острова Пасхи, пирамиды египтян или майя и т.д. Но подобных каменных сооружений по всему миру очень много. Расскажем о некоторых из них.

Каласасайя и Пума Пунку (Тиауанако). Инки считали, что именно в этом месте произошло сотворение мира

Пума Пунку – комплекс мегалитических строений, расположенный в Боливии близ древнего городища Тиуанако.

Пума Пунку это поднимающийся террасами холм, облицованный мегалитическими блоками. Размер основания - 167,36 м с севера на юг и 116,7 м с запада на восток. В северо-восточном и юго-восточном углах комплекса имеются 20-метровой ширины выступы, отходящие от прямоугольной насыпи на 27,6 м на север и на юг. На востоке находится Каменная платформа (Plataforma Litica), которая состоит из каменной террасы размером 6,75 м на 38,71 м. и множества огромных каменных блоков. Одним из составных элементов конструкции Каменной платформы является самый крупный каменный блок из всех, найденных в Пума Пунку и Тиуанако. Длина этого блока из красного песчаника составляет 7,81 м, ширина 5,17 м, а средняя толщина 1,07 м. Его вес оценивается в 131 тонну.

Примечательной особенностью Пума Пунку являются I-образные строительные скобы, изготовленные из уникального медно-мышьячно-никелевого сплава. Эти скобы также были применены на одном из участков канала, найденного в основании пирамиды Акапана в Тиуанако. Они использовались для удержания блоков, составляющих стены и дно каменных каналов. I-образные скобы неизвестного состава были применены для удержания вместе массивных плит, из которых состоят 4 большие платформы

Террасы в Саксаумане, Куско, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу, Тамбо Мачая (Перу).

Колоссальная крепость сложена из огромных каменных блоков, подогнанных друг к другу практически без зазоров, и настолько искусно, что уже много веков незыблемо стоят без малейшего ухода и ремонта. Инки строили этот комплекс для защиты от врагов. Здесь можно увидеть три параллельные мощные каменные стены зигзагообразной формы (есть гипотеза, что Саксайуаман был посвящен богу молнии). Построены они из каменных блоков, самый большой из которых имеет высоту 8,5 м и весит около 200 тонн. Самая длинная стена 400м и высотой 6м.

Предназначение мегалитической стены Саксайуамана – загадка, но она не едиснтвенная, оставленная древними зодчими. Не менее таинственным является вопрос и о самой технике подобного строительства. Многие исследователи полагают, что циклопические каменные сооружения были возведены более развитой и более древней культурой, существовавшей здесь задолго до прихода инков.





Ольянтайтамбо

Удивителен здесь и разброс камней - раскиданные повсюду камни больше напоминают то, что когда-то на Ольянтайтамбо напал враг, равный ему по силе. И взрыв и разбросал мегалиты по округе. И лишь одна стена осталась стоять. И не поддающийся никакой логике и их огромный размер и даже то, что между камнями вставлены узкие каменные прослойки, назначение которых не совсем ясно. И даже если предположить, что они лишь скрепляют гиганты, чтобы те ближе подходили друг к другу и не разваливались, то следующим вопросом будет: а как их так точно соединили?
Гиганты стоят с небольшим наклоном, снизу их также поддерживают довольно маленькие камни. Ученые предположили, что ранее камни были обложены золотом или кварцем и, отражая солнечные лучи, могли быть мощным орудием против врагов, либо мощным источником энергии.
Официальная версия гласит, что инки строили этот комплекс очень долго, и потому «уставшие» камни в таком количестве разбросаны по округе. Их будто бы не донесли до места строения. Но несли их в горку. А местный историк Инка Гарсиласо де ла Вега сообщает, что однажды один из правителей (инков) попробовал повторить достижения прошлого и взял двадцать тысяч рабов, чтобы отнести один из камней наверх. Люди не смогли этого сделать, более того, камень упал и придавил три тысячи человек. И даже если цифры врут, то, убавив их раза в два, мы все равно видим: люди не могут передвигать мегалиты своей собственной силой. Это была какая-то иная технология.



В Ольянтайтамбо находятся гигантские строительные блоки из андезита и розового порфира они разбросаны в «священной зоне» и первом ряду террас

Фантастическую гипотезу выдвинули на сайте «Живая этика в Германии» - древние строители южноамериканских мегалитических сооружений размягчали скальную материю до желеобразного состояния с помощью своей психической энергии. Затем они нарезали её на огромные блоки произвольной формы, транспортировали их по воздуху к месту постройки с помощью телекинеза, и там укладывали их в стены, подгоняя один к другому посредством того же метода размягчения скальных блоков до пластичной субстанции, придавая им нужную форму на месте. Другого известного нам способа построить подобное на сегодняшний день не знают.

Баальбек в Ливане

Наиболее интересными сооружениями в Баальбеке считаются огромные террасы. Они выложены из громадных каменных блоков весом от 300 до 1000 тонн (к примеру, средний вес каменных блоков в пирамиде Хеопса 2,5 тонны), причем уложены они без какого-либо связывающего состава и настолько точно и аккуратно, что просунуть даже иголку между ними весьма проблематично.

Храм Юпитера не дожил до наших дней, он был разрушен мощным землетрясением. От него осталось только 6 колон высотой по 22 метра

Три стены этой террасы выложены из девяти рядов монолитных блоков, каждый размером 11 х 4,6 х 3,3 метров и весом более 300 тонн. Четвертая стена - особенная, ее сделали из трех чутли не самых крупных обработанных камней в мире. Вес каждого из них около 1000 тонн, размеры впечатляют не меньше - 29 х 4 х 3,6 метров. Эта стена больше известна как Трилитон.

А это южный камень - собственно самый крупная обработанная каменная глыба в мире, вернее будет сказать почти обработанная - ее часть так и не была отделена от скалы. Южный камень был найден в камнеломне в километре от города. Вес монолита более 1000 тонн.
Помимо того, что ученые спорят над вопросом кто построил Баальбек, так еще и непонятно - как. Известно лишь одно - все камни обработаны вручную зубилом, но как их туда доставляли - непонятно. Версия о деревянных катках не выдерживает никакой критики, камни такого веса превратили бы дерево в труху и для перемещения одного такого камня понадобилось бы около 50.000 человек, что невероятно для того времени, т.к. даже городов с таким населением было крайне мало. К тому же блоки надо было поднять и точно поставить. Сегодня в мире существует лишь несколько кранов, способных поднять такой вес. А тогда?

Мегалиты в парке Асука, Япония


Одним из самых масштабных в парке является монолит Masuda Iwafune, длина которого составляет 11 метров, ширина – 8 метров, а высота – 4,7 метра
Этот огромный камень, который явно был высечен из цельного куска гранита вручную, весит не менее 7 тонн. Удивительно, но возраст монолита составляет более 2,5 тысяч лет. Еще один удивительный факт заключается в том, что гранитная порода, из которой были изготовлены мегалиты, невероятно крепкая, даже с использованием современного оборудования оставить на ее поверхности хотя бы царапину крайне сложно.

Резиденция императора Японии - укладка поражает


Город Шраванабелагола Индия знаменит резными колоннами, с неповторимой формой, способ обработки которых до сих пор непонятен ученым

Идеальная полированная поверхностью колонн и замысловатые узоры поражают совершенством - как при помощи стамесок, зубил и прочего ручного инструмента сделали подобное, исследователи ответить затрудняются.




Самый большой в мире обелиск весом в 500 тонн и высотой 32,9 м. находится в Эфиопии, в городке Аксум.

Выполненный из голубоватого гранита и весь покрытый загадочной резьбой, сейчас монолит упал и раскололся на несколько частей
Вопрос в том как и с помощью чего сделано это сооружение остается открытым. Более того ученые обнаружили, что обелиск уходит глубоко под землю - Холм Бета-Гиоргис, на котором находится так называемое «Поле стел» (Axum Stelae Field), представляет собой огромную, длиной в 115 метров платформу, сложенную из обтесанных базальтовых плит. Самая большая плита на платформе прямоугольной формы имеет высоту 33,5 м и весит около 500 тонн. Остальные блоки немного поменьше – 20-24 м. Учёные в ходе раскопок установили, что стела - это всего лишь верхняя часть поистине фантастического по своим размерам сооружения, скрытого под землей.

А вот и наши, российские загадочные строения - Хабаровские мегалиты

Гора Воттоваара

Геологи считают, что трещины и разломы, образовались в результате сильного землетрясения около 9 тысяч лет назад. Ровные же плоскости камней – результат свойств местной породы – кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе.

Но другие исследователи не дают этой версии ход - камни порезаны будто лазером и некоторые углы ровно 90 градусов, к тому же под камнями обнаружены каменные шары - как одно временно кварцит мог раскалываться и обкатываться - не ясно

Здесь явно прослеживается кладка. Или все-таки раскол от природы?



Горная Шория (Западная Сибирь, Междуреченский район, посёлок Камешки)

Размеры блоков впечатляют, по одной из версий, находка - рукотворное строение возрастом свыше 100 тыс лет

Ученые пришли к однозначному выводу что эти мегалитические сооружения - рукотворные. Но как их поднимали на такую высоту, посреди тайги и главное зачем - загадка.

Кстати в Шории нашли огромный блок, по словам исследователей родной брат блока из Баальбека

По всему миру можно увидеть невероятные каменные глыбы, которые стоят на Земле уже на протяжении тысячелетий. Они были установлены задолго до того, когда люди начали делать хоть какие-то исторические записи, а поэтому кто их построил и зачем остаётся пока неизвестным. Считается, что некоторые дольмены использовались как места захоронения, другие – для наблюдения за звёздами. В нашем обзоре самые интересные мегалитические сооружения и связанные с ними истории.

1. Каменный круг Белтани


Найденный на северо-западе Ирландии, недалеко от города Рафо, каменный круг Белтани состоит из 64 камней, расположенных по кругу диаметром 45 метров вокруг насыпи. Считается, что камни (высота которых в основном составляет 2 метра) были установлены примерно в 1400 - 800 годах до н.э.

По-видимому, в начале 20 века проводилось предварительное исследование этого места, когда некий Оливер Дэвис заявил, что "на месте каменного круга недавно проводились ненаучные раскопки, после которых все было оставлено в ужасной путанице". Несмотря на раскопки, о Белтани почти ничего не известно. Слово "Beltany", возможно, происходит от слова "Beltane", которое было названием языческого праздника.

"Beltane" же, в свою очередь, происходит от "Baal Tinne", что означает "огонь Ваала". Во время этого фестиваля на вершине горы зажигали костры, чтобы "восстановить силу Солнца". Другие теории утверждают, что круг Белтани похож на круги на Карроуморском кладбище, намекая на то, что это место использовалось во время процедур захоронения.

2. Мегалиты долины Бада


В долине Бада в Индонезии можно найти хорошо сохранившиеся скульптурные памятники, высеченные из цельных каменных блоков. Благодаря их необычной примечательной внешности и мастерству неизвестных создателей, можно было бы подумать, что довольно легко определить, когда и почему эти мегалиты были созданы. Тем не менее, историки даже затрудняются ответить сколько им лет, не говоря уже о том, для чего они были сделаны. При попытках расспросить местных жителей об их цели, всегда следует неизменный ответ, что камни "всегда находились там". \

Хотя археологические доказательства относительно цели этих мегалитов до сих пор не были найдены, местные жители имеют свои собственные легенды. Некоторые считают, что мегалиты относятся к временам человеческих жертвоприношений, другие говорят, что они существуют, чтобы отогнать злых духов.

Наиболее интересными теории гласят, что это преступники, которые превратились в камень или, что камни способны двигаться самостоятельно. Особой интриги добавляет тот факт, что мегалиты сделаны из камня, который нигде не встречается в этом районе.

3. Колесо духов


Также известное как "Колесо гигантов", Колесо духов является большой круглой мегалитической структурой возле Галилейского моря. Оно выглядит как гигантское каменное колесо с внутренними кольцами и "спицами", которые соединяют их. Прямо в середине внутреннего кольца находится место для захоронения. Мало того, что археологи не уверены, что это место захоронения было сделано в то же время, что и колесо, дальнейшее изучение Колеса духов показало, что на самом деле в этом месте не было никаких погребений.

Считается, что когда-то в данном месте находились ценные артефакты, поскольку есть доказательство того, что место раскопок было разграблено. Что касается предлагаемых функций, археологи не считают, что это было место построено для проживания или обороны. Некоторые считают, что это был календарь, учитывая то, как восход солнца во время солнцестояний совмещается со "спицами" колеса.

4. Радстонский монолит


Радстонский монолит - самый высокий менгир во всей Великобритании, который находится в деревне Радстон на церковном кладбище. Этот впечатляющий камень высотой 7,6 метров, вероятно, был воздвигнут примерно в 1600 г. до н.э. Учитывая возраст и известность менгира в деревне, неудивительно, что о его происхождении ходит масса легенд среди местных жителей.

Одна из легенд утверждает, что монолит был копьем, созданным дьяволом для нападения на церковь. К счастью для него, он якобы промахнулся и копье попало в кладбище вместо церкви. Что касается археологических свидетельств его происхождения, сэр Уильям Стрикленд провел раскопки и обнаружил, что монолит наполовину уходит под землю, т. е. он как минимум в 2 раза выше, чем это видно снаружи. Он также обнаружил огромное количество черепов, что потенциально намекает на жертвенное или религиозное назначение монолита.

5. Пайперс и Веселые девы


Расположенные в Корнуолле, "Пайперс" и "Веселые девы" являются отдельными мегалитическими памятниками. "Пайперс" состоит из двух стоящих камней, в то время как находящиеся на небольшом расстоянии от них "Веселые Девы" образуют каменный круг. Круг является полностью завершенным, а на его восточной стороне находится вход во всю структуру, что может намекать на астрономическое цели мегалитов.

Территория вокруг этих каменных образований изобилует местами захоронения, что может быть связано с тем, что камни имели какое-то отношение с духовным или погребальным процедурам. Местная легенда утверждает, что два волынщика как-то играли для танцующих девиц в воскресенье, что было запрещено. В итоге они окаменели на месте.

6. Камень Туруа

Красивый скульптурный камень в раннем кельтском стиле можно найти в графстве Голуэй, Ирландия. Камень Туруа когда-то находился в пределах кольцевого форта железного века, который назывался Rath of Feerwore. Верхняя половина камня покрыта традиционными кельтскими абстрактными узорами, выполненными в технике Ла Тене.

При этом, принимая во внимание, что камень имеет слегка фаллическую форму, некоторые источники утверждают, что он, возможно, использовался в обрядах плодородия. Тем не менее, название "Turoe" происходит от "Cloch an Tuair Rua" ("Камень Красного пастбища"), в результате чего некоторые считают, что красная символика свидетельствует о жертвоприношениях, проводимых перед Камнем Туруа. Другие полагают, что изначально камень происходит из Франции и лишь затем был перевезен в Ирландию.

7. Быки Гисандо


Найденные в испанской провинции Авила, Испания, "Быки Гисандо" - странная группа из четырех статуй быков, вырезанных из камня. Они являются частью группы из 400 вырезанных подобным образом животных, названных веррако, которые датируются примерно четвертым веком до нашей эры.

Несмотря на то, что "веррако" означает "кабаны", статуи бывают разных видов, таких как эти быки. Четыре быки сделаны в разных позах, поэтому выглядят как группа быков, пасущихся в поле. Считается, что они когда-то были рогатыми, но под воздействием атмосферных явлений рога с веками исчезли.

Археологи не знают, почему были сделаны веррако, но предполагают (поскольку обычно такие скульптуры находятся в местах, где они могут быть легко обнаружены), что они имели религиозный элемент и могли служить для защиты городов и ферм от злых духов.

8. Серые бараны


"Серые бараны" в английском Дартмуре - редкий случай среди мегалитов, поскольку это не одно, а два каменных кольца, находящихся прямо рядом друг с другом. Оба круга сделаны из 30 камней, а их диаметр составляет примерно 33 метра. Во время раскопки кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, из которого следует, что в данном месте когда-то часто горел огонь. Зачем это делали в каменных кругах - загадка.

Одни утверждают, что круги использовались для общения с миром духов - в одном из них находились живые, в другой был предназначен для духов. Другие обращают меньше внимания на духовный элемент, заявляя, что эти два круга служили для ритуала, в ходе которого в одном круге находились мужчины, а в другом женщины. Третьи считают, что круги могли бы быть использованы в качестве места встречи для двух соседних племен.

Как и с многими другими загадочными сооружениями, с "Серыми баранами" связаны свои мифы. Один из них гласит, что когда-то фермер, который переехал в Дартмур, раскритиковал выбор овец на местном рынке. После распития эля в таверне местные жители убедили его, что у них есть прекрасные овцы на продажу. Они привели его в туманную лощину, где фермер якобы увидел силуэты стада. Он купил овец, а на следующее утро, когда он проснулся, то обнаружил, что на самом деле купил "Серых баранов".

9. Дромберг


Также известный как "Алтарь Друидов" среди местных жителей, Дромберг является каменным кругом из 17 менгиров. В то время как его точное происхождение относительно неизвестно, есть некоторые доказательства того, почему он был построен. Один из камней ориентирован таким образом, что он совпадает с закатом во время зимнего солнцестояния.

Во время раскопок в районе Дромберга обнаружилось нечто еще более интересное: остатки кремированного человека в разбитом горшке. Возраст этого захоронения был определен от 1100 г. до н.э. до 800 г. до н.э. Никто не знает, почему человека похоронили таким своеобразным способом, но это намекает на ритуальные цели. Кроме того, есть доказательство того, что рядом с Дромбергом жили люди.

10. Оленные камни


Оленные камни, которые встречаются по всей Северной Монголии, представляют собой удивительные резные мегалиты, которые чаще всегда находятся вокруг курганов. Высота этих мегалитов (которых на данный момент было найдено около 1200) как правило составляет от 1 метра до 5 метров. Считается, что они были сделаны около 1000 г. до н.э.

Эти камни особенно интересным делает то, что на них изображены олени. На самых древних камнях изображены олени в "обычных позах". Но шли годы и на камнях стали изображать оленей, парящих в небе. Далее начали изображаться олени, взаимодействующие с Солнцем, например, держащие его на своих рогах. Что интересно, в Северной Монголии были также найдены останки воинов с татуировками оленей.

Мегалиты, огромные сооружения из массивных каменных глыб, встречаются и в нашей стране. В России подобных сооружений достаточно много, только вот известны они не так, как знаменитый Стоунхендж в Великобритании или Ольянтайтамбо в Перу. С древними мегалитическими сооружениями, встречающимися на территории России, мы познакомимся далее.

Первое с чего начнем путешествие это Гора Воттоваара - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,3 м над уровнем моря. Площадь горы 6 кв. км.
Место просто полно странными артефактами после которых начинаешь задумываться о древних высокоразвитых технологиях по камнеобработке, давайте лучше посмотрим на фото.

Гора Воттоваара.
Разбросаны блоки мегалиты.

Ближний блок спил под углом 90 градусов или игра природы?

Как будто лазером провели:) геологи считают, что трещины и разломы, образовались в результате сильного землетрясения около 9 тысяч лет назад. Ровные же плоскости камней – результат свойств местной породы – кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе.

Так все же природа или рукотворность? Давайте посмотрим ближе.

Больше похоже на идеально спиленные блоки плотно подогнаные друг к другу. Трудно представить древнего предка с медным зубилом который где-то на горе вытачивает такие ровные блоки.

Хороший ракурс, идеально ровная стенка.

Кто шарик потерял?)

Тут явно без высоких технологий по камнеобработке не обошлось или все же игра природы? :)

Гора Пидан.
С первого взгляда похоже на ничем не примечательную кучку камней растрескавшейся скалы.

Но подойдя ближе становится больше похоже на мегалитическую кладку.

Заглянув между блоков, там где камни были меньше подвержены влиянию эрозии от ветра и дождей видно рукотворность и как сохранились ровные грани.

В месте где стык блоков разошелся видно ровный спил и перед нами открывается технология укладки этих блоков.

Каменный город в Пермском крае.
По версии учёных, Каменный Город – это устье реки, впадавшей в Пермское море миллионы лет назад, именно этим объясняются красиво и ровно, под прямыми углами, выточенные камни, аккуратная их кладка и перпендикулярные друг другу «протоки» «устья».

Каменный город.

Смотрите какие ровные стороны мегалитов, как будто спилены.

Снова старый метод заглянуть между блоков внутрь кладки, смотрите на дальний блок по центру, ровный срез по всей длине блока.

Говорят где-то на Кольском полуострове находится этот бассейн вырезанный прямо в скале.

На юге Западной Сибири в горной Шории в Междуреченском районе есть маленький геологический посёлок под названием Камешки.
В этом поселке живет несколько образованных талантливых геологов. Это Александр Беспалов, Вячеслав Почёткин и другие. Эти люди всю свою жизнь занимались исследованиями горных систем Западной Сибири. Однажды они натолкнулись в горах на странные мегалитические сооружения, которые для себя никак не могли объяснить. Это были стены, выложенные из гигантских каменных блоков и странные постройки с вертикально установленными каменными обелисками. По интернету они связались с Георгием Сидоровым, так была собрана первая экспедиция.

Горная Шория.
Некоторые гранитные блоки внизу были сложены из красного гранита, венчали их блоки из гранита серого, а выше лежала полигональная кладка из различных блоков, как красного гранита, так и серого.

Гранит в некоторых местах оплавился от воздействия огромных температур и потек под тяжестью верхних рядов. Кунгуров бы про такое сказал, что это следы оплавления от термоядерного взрыва:)

Стена сложена полигональной кладкой из разноцветных блоков.

Размеры блоков впечатляют, по одной из версий, находка - рукотворное строение возрастом свыше 100 тыс лет.

На фото Георгий Сидоров, по его мнению все это мегалитическое строение может являться руинами древней электростанции или энергоцентрали, которая переводила сейсмическую энергию в какие-то другие.

Снова заглянув внутрь кладки где блоки были меньше подвержены эрозии, видны ровные прямые грани, смотрите как два блока лежат плотно, здесь лучше видна рукотворность.

Полигональная кладка.

Горная Шория. Огромные блоки.
на кафедре радиофизики в Томский государственный университет демонстрировали фотографии на экране, рассказывали о различных видах кладки, о каменных замках, которыми скреплены гигантские гранитные блоки и ни один учёный физик не сказал, что всё это имеет природное происхождение. Больше всего их удивило, как могли древние поднимать гигантские каменные блоки на высоту более 1000 метров и там устанавливать их на специальной платформе.

Затем в Томском филиале РГО фотографии изучали учёные геологи и географы. И те, и другие пришли к выводу, что представленные артефакты являются рукотворными.

Склярова просили прокомментировать находку. И что же он сказал? Что все найденные артефакты ничто иное, как растрескавшиеся под прямым углом скалы. Что ничего рукотворного здесь нет. Просто игра природы, не более.
После этих слов я не удивляюсь почему ЛАИ не изучает русские мегалиты.

Между блоков.

Для сравнения слева мегалит в Баальбеке, справа мегалит в горной Шории, похоже автор один:)

Гора Шаман недалеко от с. Нижнетамбовское, Хабаровский край.

Древняя мегалитическая кладка.

Опять между блоков лучше видна рукотворность и прямые линии.

Большой блок мегалит.

Большой блок мегалит на маленьких камнях, так делают для лучшей сейсмоустойчивости.

Мегалитическая кладка напоминает Горную Шорию.

Кабардино-Балкария, пещера в Баксанском ущелье.
Сначала нужно протиснуться в дыру размером 40 на 120 см, затем спускаться на верёвке по узкой вертикальной шахте. Её образуют две параллельные каменные плиты. Через 9 метров - первое «колено»: лаз уходит в сторону и тут же вновь обрывается вниз. Уже здесь вас накроет абсолютная тишина - снаружи не проникает ни звука. Ещё 23 метра в глубину - и новое «колено». Чтобы достигнуть дна пещеры, нужно преодолеть более 80 метров, и на это уйдёт целый час. Зато, миновав «бутылочное горлышко», вы окажетесь в огромном помещении, которое исследователи назвали «флягой». Внутри увидим обработанные стены из туфа и гранита, сложенные из разновеликих, плотно подогнанных друг к другу отшлифованных мегалитов.

Спуск в пещеру.

Четко видно грани блоков и швы между ними.

Ровная кладка поражает и швы четко подогнаны друг к другу.

Трехгранные блоки немного разошлись.

Еле заметные швы блоков на левой полулунной стене и на стене за ней.

как вам швы?

Поворот пещеры под углом 90 градусов. Два больших мегалитических блока стоят друг на друге.

Технологии обработки камня поражают, а еще больше поражает комментарий начальника участка Кабардино-Балкарской геолого-разведочной экспедиции Веры Давиденко, но она реалист и верит, что природе по силам все и сделала заключение: «Туф представляет собой скопление продуктов выброса вулкана – пепла, обрывков лавы, вулканического стекла и, в небольшой степени, обломков пород, слагающих стенки кратера. Материал выброса при накоплении был горячим и поэтому при застывании образовались трещины отдельности – то есть весь туфовый массив оказался как бы разбитым на блоки. Углубление, обнаруженное в районе селения Заюково, представляет собой одну из таких трещин гравитационного отрыва, для которой характерны ровные поверхности соприкосновения», но это начальник геолого-разведочной экспедиции, ей наверное виднее.

Схема строения.

На финал немного фантастики) Аракульский Шихан, странное сооружение посреди леса. У меня все, пинайте:)

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)