Подвижной состав РЖД: пассажирские вагоны (7). Двухэтажный поезд на собственной шкуре

Уже несколько лет я езжу в Петербург Сапсаном, экономлю время, которого и так никогда не хватает. По дороге туда я обычно работаю, по дороге обратно — трезвею.

В начале февраля на самом популярном в стране железнодорожном маршруте появился двухэтажный поезд. Такой же, как запущенный год назад к Олимпиаде поезд Москва-Адлер. Я на нём тогда так и не прокатился, в недавний блогерский пресс-тур в депо не попал, ну так сам прокачусь. Время в пути обычное, восемь часов, ночь. Странные и размазанные люди рядом — мои питерские друзья, которые пришли проводить алкоголика из Москвы обратно в столицу.

1 Три поколения железнодорожной техники в одном кадре. Пригородная электричка, быстрая “Ласточка” и двухэтажный поезд.

2 О дизайне не спорят, но здесь его нет. Да, не красавец-Сапсан, флагман железных дорог. Это вообще экономический класс, будущая замена плацкарту по всей стране. Цена на билет начинается от 1300 рублей.

Вагоны сделаны на Тверском заводе, в том городе вообще странное понимание чувства прекрасного. Но ведь нам ехать, а не шашечки? Гораздо важнее, какой вагон внутри, и не тесно ли там.

3 Железнодорожная загадка. Всего в вагон влезают шестьдесят четыре человека, а на втором этаже места с 81 до 112. Проводница потом ответила мне на вопрос, но хочу предложить вам отгадать самостоятельно. Если не получится, допишу ответ позже, а если угадаете — получите бесплатный пиар:)

4 Заходим внутрь. Внешне достаточно сильно отличается от привычного нам поезда.

5 Сами коридоры точно такие же, конечно. Просто на двух этажах.

6 Лестницы есть с двух сторон вагона. Они не такие и узкие, кстати, чемодан затащить не сложно.

7 Купе стандартное, четырёхместное. Внутри все купе тверских вагонов выглядят именно так. Это второй этаж, и фотография должна развеять миф о тесноте и низких потолках на втором этаже. На самом деле, тесноватым может показаться первый, но и то — зависит от габаритов человека.

8 Индивидуальные светильники представлены в количестве четырёх штук на купе, а вот розетки почему-то всего две. Но и это прогресс, в прошлом поколении была лишь одна, а до этого вообще розетки в купе предусмотрены не были.

9 На столе рекламные буклеты, акции от РЖД и магнитные карточки-ключи от двери. Теперь не нужно бегать за проводником с просьбой открыть-закрыть купе, пока вы ходите в туалет или в пошли ужинать вагон-ресторан.

10 Туалеты сосредоточены в одной части вагона. Санузла здесь три. На 25% меньше, чем было раньше, потому что в обычном вагоне по два туалета, а в двухэтажном — три.

12 Вагонные туалеты давно перестали быть чем-то неприличным, здесь и унитаз нормальный, и кран работает как обычно, а не по принципу деревенского умывальника.

13 Напротив туалетов урны для раздельного сбора мусора. В стране ещё не существует такой программы, но когда-нибудь, наверное, мы тоже будем все-все отходы паковать в разные вёдра или сортировать при выбрасывании.

14 Взгляд на обычный вагон с верхней полки второго этажа. Виды из окна — не сильная сторона этого маршрута, даже летом поезд из Питера в Москву идёт в такое время, что на улице темно почти всю дорогу, снимать неудобно.

15 Переход между вагонами. Помните, как там наметало снега в своё время?

16 На первом этаже оказалось свободным купе для маломобильных людей. Здесь всего два места, нижняя полка в полтора раза шире, есть место, куда поставить коляску. Обратите внимание на потолок — здесь теснее, но если вы будете лежать на верхней полке, носом в крышу всё равно не уткнётесь.

17 Туалет для инвалидов. Пока только один вагон оборудован для нужд людей с ограниченными возможностями. К сожалению, в России они не очень свободны в перемещениях.

18 Ой, что это! Тверской вагоностроительный завод исправил свой косяк предыдущей версии! Как-то так вышло, что в некоторых поездах отсутствовала возможность регулировать громкость звука в коридорах, и только проводник мог отключить радио или объявления начальника поезда. Сейчас это может сделать любой человек.

19 Самое классное место — бар. Здесь наливают не только кофе!

20 Вагон-ресторан тоже двухэтажный, и как раз на втором этаже обеденный зал. Обычно в поездах Москва-Петербург вагоны-рестораны не популярны. Ну что там, сел в поезд, лёг спать — проснулся уже на вокзале. Но здесь он был битком.

21 У поваров на кухне — стильная униформа, похожая на ту, что носят в японских ресторанах.

22 В меню есть стейки и свиные рёбрышки, ну и просто гигантские бургеры! Этот сэндвич мне кажется особенно аппетитным, потому что я сейчас на диете и его нельзя!

23 Кухня находится на первом этаже, и всю еду поднимают на специальном лифте. Дзынь! Официант несёт бургер на стол!

24 Говорят, что через несколько лет на большинстве направлений в стране будут пускать именно такие двухэтажные поезда, а плацкартные вагоны вымрут, как давно устаревшие.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий - лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите

Поезд считается наиболее удобным и демократичным способом передвижения. Стоимость билетов вполне приемлемая, для пассажиров созданы комфортабельные условия. Это оправдано, когда предстоит долгий, многочасовой путь. Как выглядит современный пассажирский вагон? Что можно найти внутри, какие разновидности вагонов есть в РЖД? Стоит разобраться подробнее.

Классификация и характеристика пассажирских вагонов РЖД

Перед приобретением билетов, клиенты обязательно выясняют, какие отсеки есть.

Современный пассажирский вагон

В РЖД существует несколько видов:

  1. Без спальных мест – салон напоминает самолет эконом-класса. Ряды кресел разделены одним проходом посередине. Если поезд пригородный, то сидения будут жесткие, если межобластной – мягкие. Впрочем, такие поезда не рассчитаны на дальнюю дорогу.
  2. Общий вагон – тот же плацкарт, но там люди сидят вместе по трое на полках внизу. Верхние либо не используются, либо отсутствуют.
  3. Со спальными местами. Это плацкартный вагон, где имеются открытые (без дверей) купе, где 4 стандартных места. Напротив, через проход, два боковых. Багаж складывается внизу, под нижними полками.
  4. Купейные вагоны имеют 9 одинаковых 4-х местных купе, каждое снабжено раздвижными дверьми. Внутри 4 отдельных места, имеется багажное отделение (внизу, под нижними полками).
  5. Спальные вагоны, имеющие повышенную комфортность. В них расположены купе Люкс (или СВ). Также 9 одинаковых купе, но в каждом 2 места, обычно внизу. Во многом комплектация схожа с купейными вагонами, просто больше комфорта.
  6. Вагоны премиум-класса. Они имеются на туристических поездах. В вагоне всего 4-5 купе за счет их большого размера. Внутри кроме спальных мест могут быть кресла, ванная комната (туалет, душевая кабина), телевизор и пр.
  7. Двухэтажные вагоны – редко встречаются на поездах РЖД. Как правило, это вагоны повышенной комфортности. Сейчас они имеются на поездах, следующих из Москвы в Воронеж, Санкт-Петербург и другие города. Позволяют перевозить больше пассажиров, это сказывается на стоимости билета.
  8. Грузовые вагоны. Они осуществляют грузоперевозки по территории всей России. Оснащение и внешний вид вагонов различаются смотря по типу перевозимого ими груза. Если это жидкие вещества, то для них имеются специальные большие емкости (рефрижераторы). Если материал сыпучий – закрытые герметичные вагоны. Для крупных грузов предназначены полуоткрытые или открытые вагоны, где можно закрепить груз. Кроме внешности они различаются по размерам, форме и грузоподъемности.

Двухэтажные пассажирские вагоны

Это основная классификация, общая для всех поездов: скоростной, пассажирский, туристический. Детали уже зависят от самой компании – перевозчика. В РЖД существуют даже большие, двухэтажные поезда.

Важно! Перед приобретением билета через интернет, уточнить класс вагона. Там есть специальные сокращенные обозначения, помогающие разобраться.

Типы пассажирских вагонов в РЖД

Существуют краткие буквенные обозначения различных типов вагонов. Они указаны на билете, также имеются в описании рейса на сайте.

Типы вагонов Обозначение Описание
Сидячий С Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
Общий О Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются
Плацкартный П 4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
Купейный К 4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
Мягкий М В большинстве там трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
Люкс/СВ Л/СВ Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

Важно ! Тип вагонного отсека во многом определяет стоимость билета. На СВ они обходятся дорого, дешевле всего – плацкарт или общий. Все отсеки хорошо отапливаются, имеется радио и свет, выдача белья.

Новые вагоны РЖД отличаются повышенной комфортабельностью, даже в обычных купе стоят удобные полки, туалет лучше оборудован, работает интернет и есть розетки.

Вагон-купе

Особенности оборудования пассажирских вагонов РЖД

Российские железнодорожные компании – перевозчики, кто занимается выпуском собственного транспорта, стараются переоборудовать вагоны, внеся больше индивидуальных черт, которые могли бы приглянуться пассажирам. Основные классы вагонов остались неизменными, однако в оформлении появилось много нюансов.

Некупейные вагоны разных моделей

Некупейными считают пассажирские составы, где нет отдельных купе. Это общий (категория С) вагонный отсек и плацкарт. Общая черта – наличие кресел, где пассажиры сидят как в самолете. При этом компоновка, условия и расположение кресел в разных поездах могут различаться. Ориентироваться можно по буквенным сокращенным обозначениям (общие):

  • 1С, 2С или 3С – обычно 1-2 классы имеют кондиционер (не всегда), 3 – точно нет; список услуг, предлагаемых дополнительно, зависят от самого поезда (Сапсан, межобластной);
  • 1Р – подобная маркировка встречается у новых вагонов двухэтажных, где общая стоимость приобретенного билета включает питание, гигиенический набор и возможность попросить плед;
  • 1В – специальный отсек, где надо выкупать все имеющиеся места, удобен когда едут группами, в стоимость включается питание, индивидуальные гигиенические наборы и пресса;
  • 2Р – люкс, предлагающий пассажирам повышенную комфортность, есть кондиционер и свой биотуалет, в стоимость включаются холодные закуски;
  • 2В и 3Ж – кондиционер есть/нет вопрос, дополнительных услуг точно нет, зато можно перевозить там животных;
  • 2Е – обычный сидячий люкс, есть кондиционер, но биотуалет под вопросом.

Плацкартный вагон

Новые плацкартные вагоны также имеют ряд особенностей. Их относят к 3 классу:

  • 3Э – вагонный люкс плацкарт, работает кондиционер, есть биотуалет;
  • 3Т – кондиционер есть, но биотуалет под вопросом;
  • 3Д – имеется кондиционер, нет гарантии наличия биотуалета, зато перевозка животных разрешена;
  • 3У – напоминает 3Д, только кондиционер не гарантирован;
  • 3Л – нет кондиционера и биотуалета.

Важно! Если перевозчик – это ЗАО «ТКС», то в 3У имеется работающий кондиционер, биотуалеты. Также розетки и налажено видеонаблюдение. Однако, перевозка животных запрещена. Не все новые плацкартные составы в РЖД одинаковые.

Вагоны межобластного сообщения разных моделей

Поезда, курсирующие внутри страны между областями. Как правило, они рассчитаны на близкие и средние расстояния. Различают скоростные поезда как «Сапсан» или «Стриж» и обычные пассажирские.

Вагоны межобластного сообщения

Поезд «Сапсан» — вагоны в нем все кондиционируются:

  • 1Р – отдельное купе-переговорная, выкупается целиком, есть напитки, удобные кожаные кресла, оборудованная современным проектором переговорная;
  • 1В – обычное место 1 класса, без переговорной;
  • 1С – бизнес-класс, есть кресла, шкафы, удобные спальные места; высококлассное обслуживание, розетки, напитки, питание заказывается с Меню;
  • 2С – эконом-класс, сидячий состав, есть вешалки, наушники, отделение для помещения багажа;
  • 2В – «эконом+», там просторнее, имеется розетка, доступен ланч-бокс;
  • 2Е – места в специальном вагоне-бистро, купить билет можно через интернет, предусмотрено питание.

«Стриж» — технически укомплектованный современный поезд. Везде есть кондиционер, бесплатная питьевая вода, работают современные биотуалеты, есть видеомониторы, а поезд всегда сопровождает охрана. Пассажирам доступны розетки:

  • 1Е – СВ (ВИП), купе, реализуется целиком, имеются 2 отдельных места, верхняя полка может складываться, а нижняя – трансформироваться в два удобных кресла, повышенный комфорт (санузел, сейф, телевизор, питание), вдобавок можно перевезти животных;
  • 1Э – напоминает 1Е, но можно приобрести билет отдельно, не выкупая все купе;
  • 1Р – 1 класс, комфортабельные сидячие вагоны, там удобно, в стоимость включается питание, гигиенический набор;
  • 2С – 2 класс, обычные, сидячие составы.

Поезд Стриж

Важно! Планируя перевозку животных, необходимо заранее начать приготовления. Выяснить, в каких вагонах имеется подобная услуга, что потребуется для питомца (справки, документы).

Купейные вагоны разных моделей

Чаще всего люди предпочитают брать купе. Удобства есть, стоимость билета вполне доступная. Характеристика купейных вагонов разных поездов имеет ряд отличительных черт, которые можно выявить заранее, если знать значение обозначений:

  • 2Э – новый плацкартный вагон РЖД, подразумевающий повышенную комфортность, имеется кондиционер, в стоимость кроме билета входит еще питание, гигиенический набор, можно по необходимости перевозить животных;
  • 2Э (двухэтажный поезд) – напоминает 2Э в стандартном поезде, но там нет гигиенических наборов и свежей прессы;
  • 2Б – напоминает 2Э, только наличие биотуалетов под вопросом;
  • 2К – работает кондиционер и биотуалет имеется, можно по необходимости перевозить животных, дополнительные услуги – только предоставление постельного белья;
  • 2У – напоминает 2К, только нет гарантии наличия биотуалета;
  • 2Л – стандартные условия, из дополнительных услуг только белье, в составе не обязательно будет работающий кондиционер или биотуалет, зато животных при необходимости перевезти можно;
  • 2Д – обычное купе, при этом можно не брать белье, нельзя перевозить животных и нет гарантии на наличие кондиционера или биотуалета;
  • 2Т – если перевозчик это ЗАО «ТКС», то компания предлагает ужин/завтрак (на выбор), гигиенический набор, прессу и тапочки. Составы хорошо кондиционируются, есть биотуалеты, ЖК-монитор, розетки, даже сейф. По запросу выдается детский манеж. Нельзя провозить животных.

Купейный вагон

По габаритам купейные составы не слишком отличаются от СВ или плацкарта. Исключение – 2-х этажные новые поезда. Там не только размеры, но и схема расположения купе другая.

СВ вагоны разных моделей

Это комфортабельные люксы, имеющие просторные 2х местные купе. Всегда кондиционируются и стоимость белья обязательно входит в общую цену билета. Считаются 1 классом:

  • 1Б – настоящий бизнес-класс, оплатив билет, пассажир получает – напитки, вкусное питание, свежую прессу, индивидуальный гигиенический набор, выкупается купе, можно провозить животных;
  • 1Э – напоминает 1Б, только можно приобрести билет, не все купе целиком;
  • 1У – никаких дополнительных услуг (кроме белья), уровень комфорта напоминает 1 класс и можно перевозить по необходимости животных;
  • 1Л – он же СВ, дополнительных услуг правда нет, вагон кондиционируется, но не гарантировано наличие биотуалета, можно перевозить по необходимости животных;
  • 1Б – или «бизнес ТК», подобный состав имеется в поездах от перевозчика ЗАО «ТКС», где пассажирам предложат вкусный ужин, сытный завтрак, разные напитки и отдельные гигиенические наборы, свежую прессу, белье. Люксы хорошо кондиционируются, есть душ, туалеты, телевизор.

Обратите внимание! Мягкий вагон – разновидность вагонов высокого 1 класса, но они более комфортабельные.

Купе все двухместные, всего 8-12 мест бывает на вагон:

  • 1А – внутри состава есть 4 отдельных купе, салон-бар, внутри купе раскладной удобный диван-кровать (120 см), стандартная верхняя полка, кресло;
  • 1И – напоминает 1А, разница лишь в отсутствии бара, но его заменяет пятое купе;
  • 1М – также, только внутри вагона 6 отдельных купе;
  • 1Г – позволяет перевозить с взрослыми 2-х детей (1-12 лет) бесплатно, если взрослых двое – 1 ребенок на купе, в купе имеется раскладной диван-кровать удобный, стандартная полка сверху. Выкупать можно купе или одно место.

Важно! Приобретая билет, лучше заранее выяснить все нюансы у кассира, чтобы возможность провозить животных или отсутствие биотуалета не стало неприятной новостью.

Вагонов международного сообщения разных моделей

Это специальные вагоны РИЦ. По их чертежам видно, что есть 2-х местные комфортабельные купе и 3-х местные:

  • 2-х местные – похожи на составы люкс;
  • 3-х местные (2И) – это просторное трехместное купе, где полки расположены все вертикально. Имеется кресло, маленький умывальник, предоставляется белье.

В РФ существует несколько поездов, курсирующих по дальним международным рейсам как Москва-Берлин или Москва-Париж.

Двухэтажные вагоны

Создание высоких двухэтажных люксов стало приятной новостью для пассажиров. Сейчас они курсируют по нескольким межобластным маршрутам. Например, Кисловодск-Москва или Москва – Казань.

Двухэтажный поезд — общий вид

  • создан удобный для пассажиров график передвижения;
  • такие поезда способны перевозить больше людей;
  • есть возможность снизить фактическую стоимость проезда на купе и СВ, больше мест все равно окупят затраты;
  • безопасность экологии (эти составы созданы с применением новейших технологий и материалов);
  • интерес людей – они выбирают 2-х этажные вагоны ради интереса, что также благоприятно скажется на прибыли.

Характеристика вагонов:

  • купе – вместо обычных 36 целых 64 места;
  • СВ – вместо 18 принятых – 30 мест;
  • вагон-ресторан – рассчитан на 44-48 человек;
  • в вагонах имеются изолированные 4-х местные и отдельно 2-х местные удобные купе (2 этаж).

Уровень сервиса в вагонах

Вагон-ресторан в поезде

О сервисе можно судить по наличию/отсутствию условий:

  • кондиционер (имеется практически везде);
  • биотуалет (не всегда);
  • розетка (наличие уточнять);
  • интернет (наличие уточнять);
  • телевизор (только люкс, СВ);
  • место размещения багажа (везде есть);
  • горячая вода (в коридоре есть);
  • постельное белье (выдается);
  • гигиенический набор (люкс, СВ);
  • душ (люкс, СВ);
  • возможность перевезти животное (уточнять).

Важно! Все услуги отражаются на общей стоимости билета, поэтому при покупке их наличие обязательно надо уточнять.

Новые модели пассажирских вагонов

Безусловно, наибольший ажиотаж вызвало появление комфортабельных 3-х этажных больших люкса. Удобные купе, лестницы, у проводника имеется микроволновка, настоящая кофемашина и термопот. Можно заказывать кофе или разогревать домашнюю еду.

Вагон люкс

Проводник удаленно регулирует климат (температуру, влажность), также может администрировать систему доступа и управлять всей энергосистемой.

У пассажиров имеются розетки, радио. Ловить станции можно самостоятельно. В купе как обычно есть 4 отдельных места и маленький откидной столик.

Минус таких составов – нет сверху третьих полок, весь багаж придется умещать внизу.

Кроме них выпущены модели:

  • 61-4441 – стандартный купейный вагон (шестиместные купе);
  • 61-4444 – вагончик-ресторан.

Их присоединили к составу фирменного скоростного поезда «Буревестник».

Вывод

РЖД развивается, стараясь учитывать все создаваемые новые технологии. В вагончиках уже появился интернет, душ, ЖК мониторы. В «люксе» путешествие кажется комфортным и не доставляет никаких проблем.

Кроме РЖД перевозками занимаются другие русские железнодорожные компании, хоть их удельный вес на рынке ЖД перевозок пока невелик.


Последний раз на поезде я ездила 2 года назад из Москвы в Донецк, до этого последний раз ездила еще лет 5 назад, и как-то особой разницы со своими детскими воспоминаниями не заметила (в детстве каждое лето катались к бабушке и обратно, так что воспоминания очень четко врезались в память) - тесное купе, из окна дует, в купе то холодно, то жарко, грязноватый стол, винтажные матрасы, для которых сначала надо взять белье у проводника, а потом сдать (отдельный квест и развлечение). В тамбур выйти страшно не говоря о том чтобы пройти между вагонами, а чего только стоит ожидание очереди в туалет рядом с мусорным баком, который неизменно к концу пути был переполнен? А грязный туалет которым нельзя было пользоваться на остановках?
Но когда мне предложили поехать в Питер и обратно на поезде - любопытство победило страх. Уж очень заманчиво оказалось из центра Москвы попасть прямиком в центр Питера просто поспав ночью. На самолете быстрее, и по цене иногда выходит как на поезде, но тут надо не забывать что надо добраться в аэропорт и из аэропорта, прийти за час до посадки... короче, не самый комфортный вариант получается для относительно близких расстояний. Был еще экстремальный вариант поехать на машине, но это мне пришлось бы в одиночку гнать ночью после рабочей недели 800 км, без надежды отоспаться в будущие пару дней. Так что поезд показался самым разумным и удобным способом, да и вспомнить ощущения от стука колес и проносящихся за окном пейзажей было интересно.



Самое необычное что появилось на железной дороге за то время пока я не пользовалась их услугами - двухэтажные вагоны. Они были запущены примерно год назад. Сейчас ходит два поезда – в Адлер и в Санкт-Петербург, оба из Москвы.
Двухэтажный вагон рассчитан на перевозку 64 человек, и был под завязку забит веселыми китайскими гражданами-туристами. Входим в вагон - тут светло и чисто, ровненький ряд дверей купе. Помните, раньше в поездах в купейных вагонах в коридоре были откидывающиеся крeсла? Таких кресел тут нет. На второй этаж ведет лестница и внешне коридор первого этажа не отличается от коридора второго.

Сами купе тоже претерпели значительные изменения, пожалуй, только компоновка осталась как раньше, только теперь полки в купе сразу заправлены бельем.
А помните, как выходили из купе по очереди позволяя соседям достать матрас? Застелить все, стараясь при этом чтобы пыль не летела во все стороны и никого не задеть руками? Теперь можно сразу ложиться спать без лишних телодвижений.
Еще мне показалось что полки стали длиннее - во всяком случае в этот раз ноги у меня не упирались в стену. визуально места здесь точно не больше, чем в обычном купе. Работал кондиционер. В окнах стеклопекты "прощай сквозняк”. Но в этом есть и другая сторона – если кондиционер сломается, есть шанс сварится, окна не открываются. Две розетки “радость айфона”, прямо в купе. Светильники, зеркало, стол застелен чистой скатертью, есть вешалки. утверждается, что дорожный набор ванных принадлежностей включен в стоимость, но мне было лень идти за ним к проводнику.

Туалет - это практически шедевр. И это не сарказм. Самое главное - им можно пользоваться в любое время. Тут чисто, довольно просторно (правда нет того романтичного окна справа за ручку которого было так удобно держаться), есть салфетки и мыло, практически нанотехнологичная кнопка смыва. Таких туалетов в двухэтажном вагоне три (по сравнению с плацкартным вагоном туалетов на человека стало больше, по сравнению с купейным – меньше). Тамбур рядом с туалетами немного расширяется, поэтому нескольким людям вполне комфортно стоять, ожидая своей очереди – забавно, что это продумали. А еще на табло в вагоне выводится "статус туалета", в смысле занято там или нет. Очень удобно. Правда, можно было пойти дальше и сделать такой индикатор прям в купе, чтобы зря с полки вставать не надо было.

Отдельное развлечение - проход между вагонами. Никаких страшных гармошек с трясущимся полом и мелькающими шпалам и грязных тамбуров. Теперь тут веселые оранжевые двери с серебристой гофрой, жесткий пол, тут тихо и совершенно не страшно. Я помню тот панический детский страх когда надо было пройти между вагонами - безумно страшно было провалится, да и просто темно и очень-очень шумно. Теперь же двери между вагонами открываются по нажатию кнопки с тихим пневматическим звуком, а закрываются и вовсе автоматически позволяя беспрепятственно двигаться к намеченной цели (но курильщики будут страдать – убить сигарету здесь решительно негде.)

Цель у меня была. Не помню чтобы я когда-нибудь была в вагоне ресторане, поэтому из этнографически-исследовательского интереса решила сходить. В вагоне-ресторане тоже два этажа, на втором сам ресторан, на первом подсобные помещения и бар. Говорят, кормят вкусно и относительно Московских цен не очень дорого, но было поздно, есть не хотелось а хотелось спать поэтому сделав пару кадров предпочла пойти спать.

Из приятных плюшек – в двухэтажном поезде есть WiFi, правда, есть подозрение, что работает он просто через модем от сотового оператора: то есть, когда сотовая связь есть, есть и интернет. А когда поезд мчится в глуши, а базовые станции за десятки километров – его нет.

На двухэтажнике (номер 006) я ехала из Петербурга в Москву. В Питере же я оказалась на другом поезде, одноэтажном (№004 «Экспресс», так написано в билете). Там практически все тоже самое - чисто, тихо, хороший туалет, но нет wifi и одна розетка на купе. Но меня поразило что пассажирам предлагается легкий ужин - в купе прямо на столе стояли коробочки с водой, печеньками и йогуртом, а проводница спросила что мы хотим на завтрак (был выбор из трех блюд - каша, сырники, оладьи) и утром принесла - это был шок! Впервые в поезде дали нормальную горячую еду (бесплатно).

Правда, за чай в фирменном подстаканнике пришлось заплатить 30 рублей. Интересно, кстати, это такой способ проводников заработать себе чаевые, или в этом поезде действительно завтрак и ужин включены в стоимость билета, а чай за отдельную плату? В таком случае "где же чек??"? Но и цена на билеты в этом поезде повыше чем в "двухэтажном".

Кстати, сейчас у РЖД на некоторых поездах гибкая система ценообразования, практически как в самолетах – чем больше спрос (чем меньше мест в поезде осталось), тем дороже.

Вот для прикидки цены через неделю (подозреваю, что это не очень далеко от возможного минимума):


Купе с двухэтажном вагоне с отправлением "завтра" обойдет уже больше 3000 рублей (если места раскуплены – а они обычно все и раскуплены).

По моим впечатлениям РЖД сделало довольно большой шаг вперед в плане развития качества обслуживания и комфорта, но без особенностей тоже не обошлось. Сразу скажу, к вагону фирменного поезда у меня вообще претензий нет - там все было очень круто (правда, без wifi). А вот пара замечаний по двухэтажному вагону найдется:
1. Лестница - пожилым людям и тем у кого тяжелые чемоданы лучше сразу выбирать места на первом этаже
2. Клаустрофобия - тем кто не очень любит замкнутые пространства и низкие потолки лучше не брать верхние места на втором этаже. Потолок там немного скошен в сторону окна, и нависает совсем низко над головой
3. Место для багажа. Я вполне допускаю, что нам как-то не повезло и у нас было особенное купе (крайнее к лестнице), но под нижней койкой был какой-то металлический технический ящик который занимал практически все место. Так что нам с трудом удалось впихнуть мой рюкзак (по размеру как ручная кладь в самолете) и Танин чемодан (не намного больше). Что будут делать люди с большими сумками, детскими колясками, лыжами, велосипедами мне даже представить страшно, потому что "третьей полки" на которую это все запихивалось в старых вагонаx тут нет. Очень хочется надеяться, что где-то есть багажное отделение которым можно будет воспользоваться в случае необходимости. Если у вас большой багаж – лучше берите другой поезд.
4. Бедные проводники. Вагон стал двухэтажным, количество пассажиров удвоилось (по сравнению с обычный купейным вагоном), а проводников по прежнему двое. Нам проводник честно сказал, что если что-то нужно (чай или что-то еще), то лучше сразу к нему идти, а не ждать пока он принесет, потому как обслуживать полсотни китайцев он будет несколько часов.


Новые двухэтажные пассажирские составы начали курсировать на маршруте «Москва–Адлер» в ноябре, накануне олимпиады в Сочи. Несмотря на то, что поезд уже почти год применяется на этом маршруте, он до сих пор привлекает к себе внимание окружающих. Причем, о двухэтажнике встречаются кардинально противоположные отзывы – от вполне положительных до довольно критических. Проехать на этом поезде довелось и мне. Одно из важных преимуществ двухэтажного вагона – его увеличенная пассажировместимость, что позволило РЖД снизить стоимость проезда. В стандартном двухэтажном купейном вагоне 64 спальных места (16 купе), в то время как в обычном вагоне их всего 36 (9 купе).

Вагоны производятся в России на Тверском вагоностроительном заводе. Пока работает только один маршрут, соединяющий столицу с курортным Сочи. В этом году будет приобретено еще 50 двухэтажных вагонов. Они будут возить людей из Москвы в Санкт-Петербург и в Казань.

Предлагаю вместе прокатиться и посмотреть, как выглядит двухэтажный поезд изнутри.


2. Поезд отправляется в 10 утра с Казанского вокзала. Время в пути - 25 часов. Обратите внимание на разницу в высоте по сравнению с обычным одноэтажным вагоном.

3. Ведет состав новейший двухсистемный электровоз пятого поколения - ЭП20. Может работать как на переменном, так и на постоянном токе.

4. На этом маршруте действует динамическая система ценообразования - чем больше в поезде свободных мест, тем дешевле стоит проезд. Еще дается 10% скидка при покупке билетов в обе стороны. Я покупал билет за 2 дня до выезда по цене 8 тысяч рублей. Если же покупать хотя бы за неделю до поездки, то цена будет в районе 5 тысяч рублей.

5. Идем внутрь. Тамбур. Двери открываются с кнопки и закрываются автоматически. Переходы между вагонами герметичны. С 1 июня курение в поездах дальнего следования запрещено, но какие-то нехорошие пассажиры расковыряли дырки к пепельницам.

7. На каждый вагон есть три туалета. Это биотуалеты, и пользоваться ими можно в любое время, в том числе на остановках.

9. Проход на первом этаже. Высота потолка чуть более 2 метров.

10. Для блокировки двери в купе есть магнитные карты.

11. Общий вид купе на первом этаже. Основное отличие от обычных одноэтажных вагонов - отсутствие верхней багажной полки. Еще стоит иметь ввиду, что на верхней полке не получится сесть в полный рост, свесив ноги. Для багажа есть места под нижними полками.

12. В каждом купе на нижнем ряду расположено по две розетки. Освещение полностью светодиодное.

13. Купе изнутри с закрытой дверью.

14. Окно не открывается: в вагонах централизованная система отопления и вентиляции. Электроснабжение вагонов идет от локомотива. На окне есть сдвижная штора. Вентиляционные решетки расположены под окном и на потолке.

15. Идем на второй этаж. Ступени подсвечиваются (как в кинотеатре), есть поручни. На лестнице расположен еще один контейнер для мусора и сферическое зеркало, чтобы заранее видеть идущих навстречу пассажиров.

16. Второй этаж полностью идентичен первому. Различие лишь вот в этом небольшом скосе крыши. И еще окна находятся ниже пояса, и нужно наклоняться, если хочешь полюбоваться пейзажами из коридора.

17. Верхние полки в купе на втором этаже. На потолке вентиляционная решетка, по центру динамик с регулировкой громкости. Еще интересный момент заметил - на втором этаже на каждой верхней полке два персональных светильника. Вероятно, это связано со скосом крыши - не всем может быть удобно лежать головой к окну.

18. Остальное всё полностью идентично. Не знаю, как для совсем высоких людей, но мне с ростом 182 см длины спального места было достаточно.

19. Каждому пассажиру выдается персональный гигиенический набор, небольшой продуктовый паек и вода. Чай и кофе подают, разумеется, в фирменных подстаканниках.

20. Пока никого не было, сходил сразу в вагон-ресторан на разведку. Основной зал находится на втором этаже. Кстати, виды в окно на втором этаже лучше.

21. На нижнем этаже располагается небольшой бар и сама кухня. А для подъема готовых блюд наверх используется два небольших лифта.

22. В пути поезд делает несколько остановок продолжительностью от 5 до 15 минут. Все курящие пассажиры при первой же возможности бегут на улицу. Для вагонов не принципиально, высокая или низкая платформа на станции

23. На пути от Москвы до Воронежской области за окнами смотреть было совершенно нечего. Если скучно, можно попытаться воспользоваться бесплатным интернетом. Во всех вагонах стоят WiFi-роутеры со связью от Мегафона. Правда всё зависит от наличия сотовой сети, а по маршруту следования с этим не очень хорошо. По факту, более-менее стабильная связь и интернет были только на побережье Черного моря.

24. На остановках можно наблюдать за провинциальной жизнью.

25. В движении – любоваться природой.

26. Очередная остановка. Станция Россошь.

27. Не все виды получается нормально сфотографировать - мешают многочисленные провода. Иногда, кстати, получается так, что из окон первого этажа проводов в кадр попадает меньше, чем со второго.

28. В 2 часа ночи поезд должен прибыть в Ростов-на-Дону. Время в пути проходит незаметно. Если сравнивать с самолетом, то в поезде гораздо меньше суеты, просторнее, и есть время, чтобы поработать. Но это и не два часа на железной птице.

29. Утром поезд выезжает на побережье.

30. Отдыхающие с интересом смотрят на двухэтажный поезд. Многие фотографируют.

31. Путь проходит практически вплотную к воде. Однозначно самая живописная часть маршрута.

32. В 10 утра следующего дня я выхожу на вокзале в Сочи и иду на форум «Стратегическое партнерство 1520». Но об этом в следующей части.

Что касается двухэтажных вагонов, то они в разы лучше по оснащению обычных одноэтажных. Чуть теснее на верхней полке? Зато есть нормальные туалеты, розетки, интернет и все остальное.

А вы ездили на таком? Как впечатления?